RSSВладикавказ. Там, где тепло и сыро.

"Дзасохов заложил ту мину, с которой не удалось справиться Мамсурову"

23:39, 17 мая 2010

в продолжение темы большого интервью Мамсурова, очень интересное мнение Игоря Дулаева, осетинского политолога. самого на мой взгляд грамотного политолога в Осетии на сегодня. привожу полностью его высказывание о достижениях и провалах Мамсурова. мысль, вынеснная в заголовок мне кажется очень важной для всех. мне всегда казалось, что в политической элите Северной Осетии плодятся клоны Дзасохова. Все на него смотрели, ровнялись, а Дзасохов был рад воспитывать свою школу политиков, для которых главное создать видимость благополучия, любой ценой. риторикой или еще чем, не важно. народ вообще не важен, главное сохранить хорошие отношения со всеми в верхах. а народ можно всегда успокоить, сказав им, что их кто-то там использует для своих грязных политических дивидендов. когда в обществе у всех одни идеалы, то и воспитываются все одинаково. это к теме культа хитрости в Осетии. Чем человек хитрей и "продуманней", тем больше ему почета в обществе. это всего лишь мой взгляд со стороны, я ни с кем из них не общался лично, и это всего лишь мое любительское мнение. но вы почитайте что ученый человек говорит.

 

Как бы Вы оценили "первую пятилетку" Таймураза Мамсурова? Что можно отнести к его достижениям, что - к провалам? О чем говорит фактическая безальтернативность Мамсурова?

Если позволите, начну со второго вопроса. Фактическая безальтернативность Мамсурова полностью вытекает из курса, обозначенного в последнее время федеральным центром (мы исходим из федерального законодательства, где безальтернативность Мамсурова - это безальтернативность для Москвы). То есть, Мамсуров был главой региона только один срок, тогда как заменяют руководителей, пробывших у власти три-четыре срока (и то есть исключения). Мамсуров - не "варяг", а в последнее время Москва практически никогда не идет на назначение руководителей со стороны, поскольку это априори означает конфликт с местными элитами, во всяком случае, на первом этапе. Мамсуров был всегда лоялен центру (в одном из публичных выступлений он заметил, что "я - чиновник, назначенный Президентом") и практически никогда не позволял себе выстраивания линии поведения отличной от того, что диктовалась Москвой (единственный раз было обозначено несогласие, когда был предложен план Козака в области финансов). Мамсурову удалось в определенной мере консолидировать элиту, хотя, естественно, что опирается он прежде всего на правобережный клан - тем более, инструментально это несложно в дотационной республике, где степень влияния определяется степенью контроля финансовых потоков, прежде всего бюджетных. Глава достаточно эффективно контролировал регион. И, наконец (как говорят англичане, последнее, но не последнее по значению), Мамсурову после Беслана и рядом с нестабильными регионами удалось сохранить относительную стабильность.

Собственно, это в значительной мере ответ и на первый вопрос. Кроме того, при Мамсурове в Северную Осетию пришли федеральные игроки (Уральская горно-металлургическая компания, Базэл, М.Видео). И потом, первый срок Мамсурова пришелся на "тучные годы", когда высокая стоимость нефти позволяла за счет федеральных трасфертов и субвенций увеличивать зарплаты бюджетников: для региона государство - основной работодатель. Рос бюджет, росли зарплаты, аффилированные с чиновниками предприятия развивались. Элита консолидировалась - в том числе таким итогом стали убийства и покушения на высокопоставленных чиновников. Даже группы, которые конкурировали с Дзасоховым ранее, были инкорпорированы в правящие кланы. Другим важным моментом стало признание Республики Южная Осетия. Несмотря на неоднозначное отношение к осетинам-выходцам из Южного Кавказа, признание было воспринято как огромное достижение. И признательность Медведеву и Путину переносилась и на Мамсурова.

Что касается провалов... Я могу говорить о банкротстве крупных предприятий, росте безработицы, но, с моей точки зрения, важнее другое. Вы упомянули Дзасохова, и мне кажется, что именно Дзасохов заложил ту мину, с которой не удалось справиться Мамсурову. Когда Дзасохов выиграл первые выборы, за него действительно голосовала вся республика, все надеялись на перемены ("мы хотим перемен"), полагали, что европеец Дзасохов избавит регион от трайбализма, непотизма и коррупции, что будет господствовать закон. Но стало еще хуже, продавалось все, что можно и что было нельзя. Население стало уходить во "внутреннюю эмиграцию". Эти же тенденции нарастали и при Мамсурове. Это подтверждается и в целом по стране социологическими опросами (в регионе есть только "придворная социология"). По одному из последних опросов ВЦИОМа (если не ошибаюсь), в Российской Федерации 62% граждан не хотят иметь дела с государством, в Северной Осетии такой процент гораздо выше (по проведенным фокус-группам). То есть, отчуждение государства (в данном случае, республиканских властей) от граждан стало тотальным. Единственное, в Северной Осетии как дотационном регионе есть свои, специфические особенности. Например, нет власти, но решение можно сделать через "своего чиновника". Нарастает и реальная миграция, причем сейчас уже речь не идет о миграции русскоязычных (утрируя, можно сказать, что здесь, скорее, кто мог, уже уехал), а о миграции титульного населения (у нас есть такой термин, хотя я его не понимаю). В социуме нарастает апатия и безысходность.

полностью интервью на регнуме http://www.regnum.ru/news/kavkaz/1282092.html