01 января 2009, 17:00

В Азербайджане прекращено иноязычное вещание на нацчастотах

С наступлением Нового года в Азербайджане было прекращено радио- и телевещание почти всех иноязычных программ.

Последним было приостановлено вещание радиостанций "Свобода", "Голос Америки" и BBC, выходивших в эфир соответственно на FM-частотах 101.7 и 103.3. Основанием для этого послужило решение Национального телерадиосовета (НТРС) от 30 декабря 2008 г. о том, что вещание на местных частотах иностранных телерадиоструктур противоречит азербайджанскому законодательству.

С наступлением Нового года была прекращена и трансляция в Баку программ известной российской радиостанции "Европа+", вещавшей на FM-частоте 107.7. Два года назад она была зарегистрирована в Азербайджане как местная радиостанция "Европа+/Баку". Однако 30 декабря глава НТРС Нушираван Магеррамли, заявив, что 95% программ данной радиостанции в Азербайджане не на государственном языке, сообщил о решении направить в суд иск об отзыве лицензии у этой структуры. Но решение о прекращении вещания и этой радиостанции было принято, не дожидаясь вердикта суда.

Единственной зарубежной структурой, вещающей на частотах Азербайджана, является государственное телевидение Турции TRT-1. Но и этот телеканал, по словам главы Национального телерадиосовета Нуширавана Магеррамли, будет отключен, если турецкая сторона не обеспечит симметричного вещания в Турции программ государственного или общественного телевидения Азербайджана.

Следует отметить, что вытеснение иностранных телерадиоструктур с эфирного пространства Азербайджана началось с конца 2006 года, когда Национальный телерадиосовет впервые официально заявил о том, что на национальных частотах должны вещаться программы только азербайджанских телерадиовещателей. При этом была сделана ссылка на нормы закона "О телерадиовещании", согласно которому иностранные физические и юридические лица не могут быть учредителями или соучредителями вещательных структур.

Однако, по мнению независимого юриста Алескера Мамедли, данный закон не верно толкуется Национальным телерадиосоветом. Ибо тот же закон допускает вещания иностранных телерадиоструктур на основе межгосударственных соглашений.

Другой независимый юрист, соучредитель общественного объединения "Реальная альтернатива" Эркин Гадирли также считает, что имеет место "недобросовестное" толкование закона со стороны НТРС. "Решение НТРС можно было считать оправданным с точки зрения соблюдения буквы закона, если бы на местных телерадиоструктурах обеспечивался бы политический плюрализм. Но, в условиях, когда этого нет, применение НТРС запретительных мер, ограничивают свободу на получение информации граждан Азербайджана, гарантированной Конституцией страны и международными конвенциями", - сказал в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" Гадирли.

По его словам, "эти документы, согласно правовой системе Азербайджана, имеют более высокий статус над законами страны. Поэтому решение НТРС о прекращении вещания иностранных радиостанций не может считаться правомерным".

Первым НТРС закрыл турецкий телеканал "Kanal D", который был отключен в Азербайджане 3 января 2007 года. Спустя полгода на частотах Азербайджана было прекращено вещание российского ОРТ. Тогда же была отключена вещавшая на местной FM-частоте 103.0 государственное радио РФ "Россия".

В качестве компромисса телеканал Россия не отключили, предложив российской стороне переговоры о "паритетном вещании" на несколько субъектов РФ программ государственного телевидения Азербайджана. После нескольких раундов переговоров решение вопроса не было найдено. И 1 января 2008 года азербайджанская сторона без всякого предупреждения отключила РТР.

До того, в конце 2007 г. было прекращено вещание также программ Международного французского радио и турецкого частного канала STV.

Одновременно Национальный телерадиосовет усиливает контроль за трансляцией программ местных телеканалов и радиостанций только на государственном (азербайджанском) языке. Исключение составляют короткие новостные программы на русском языке на государственном и общественном телевидении, и еженедельные программы на языках национальных меньшинств на общественном телевидении.

При этом глава НТРС Нушираван Магеррамли мотивирует такую политику тем, что граждане имеют возможности смотреть передачи на других языках посредством спутников и кабельного телевидения. "Такая практика существует во многих странах мира", - говорит Магеррамли.

Однако такая постановка вопроса вызывает критику у некоторой части населения, и в особенности среди старшего поколения русскоязычного населения.

"Я не совсем хорошо понимаю по-азербайджански. Чтобы узнавать о происходящих в стране и мире событиях я смотрел и слушал зарубежные телевидение и радио. Сначала закрыли ОРТ, потом РТР. После этого я по местному радио слушал передачи на русском языке радиостанции BBC. Но теперь и этот канал информации перекрыт. Я живу только на пенсию. У меня нет лишних денег, чтобы за 150 долларов покупать спутник, или ежемесячно платить 12 долларов за кабельное телевидение", - говорит пенсионер-нефтяник Виктор Шевцов.

Но есть и те, кто не делает трагедии из прекращения иновещания. "Местные телеканалы многие давно перестали смотреть, потому что их передачи однообразны и не интересны. Кабельное телевидение предоставляет возможности смотреть более 60 зарубежных телеканалов, в том числе практически все российские телеканалы. В общем, цены на подключение к кабельному телевидению доступны. Мы уже привыкли рассчитывать на собственные возможности, в условиях рыночной экономики ждать помощи от государства не приходится", - заявил 28-летний Ренат Набибуллин, работающий ИТ-специалистом в одном из банков Баку.

Отключение иновещания конечно же ударило по интересам русскоязычных граждан Азербайджана, а также молодых людей страны, которые слушали программы западных радиостанций не только для получения информации из альтернативных источников, но и изучения английского языка, считает директор Института свободы и безопасности репортеров Эмин Гусейнов.

К примеру, на BBC помимо вещания передач на английском языке, была еще специальная образовательная программа для изучающих английский. Многие молодые люди пользовались такой возможностью бесплатно изучать другой язык, отметил Гусейнов.

На частоте 101.7 ежедневно в течение 10 часов вещались программы на азербайджанском языке радио "Свобода" и 1 часа (также на азербайджанском языке) программы радиостанции "Голос Америки". Все остальное время на этой волне транслировались программы на английском языке "Голоса Америки". На волне 103.3 круглосуточно вещала BBC на английском, азербайджанском, русском и турецком языках.

Госдеп США и руководство BBC уже заявили о намерении продолжить переговоры относительно продолжения вещания программ указанных радиостанций в Азербайджане.

В связи с праздничными днями узнать позицию официального Баку по этому вопросу не удалось.

Как уже сообщал "Кавказский узел", спецпредставитель ОБСЕ по свободе СМИ Миклош Харашти осудил решение властей Азербайджана о прекращение вещания программ радиостанций "Свобода", "Голос Америки" и BBC на национальных частотах с 1 января 2009 года.

Как сказано в заявлении Харашти, поступившем корреспонденту "Кавказского узла", этот шаг наносит "серьезный удар по основам демократии". Он призвал власти пересмотреть свое решение.

Организация в защиту прессы "Репортеры без границ" также резко осудила шаг властей Азербайджана. В заявлении организации говорится, что решение Национального телерадиосовета стало "возвратом в прошлый век".

Мониторинговая группа правозащитных организаций Азербайджана (МГПЗОА) в своем заявлении утверждает, что решение НТСР свидетельствует об удушении свободы слова в стране. Правозащитники призывают Национальный телерадиосовет пересмотреть принятое решение.

Автор: Фаик Меджид, корреспондент "Кавказского узла";

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Lt feedback banner
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и WhatsApp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложениях WhatsApp и Telegram.
Лента новостей

23 января 2018, 04:48

  • Эксперты увидели в проверке мэрии Махачкалы попытку Москвы провести очищение власти в Дагестане

    Проверки Генпрокуратуры затронут муниципальных чиновников по всему Дагестану, считает председатель отделения "Яблока" Альберт Эседов. Подобные массовые проверки дагестанцы воспримут крайне положительно, хотя громких результатов от подобной ревизии ждать не стоит, полагает юрист Биякай Магомедов. Даже в случае "спускания на тормозах" возбужденных дел политический и социальный статус их фигурантов понизится, отметил политолог Эдуард Уразаев.

23 января 2018, 03:38

  • Муцольгов: ложные слухи об обстоятельствах смерти Маматова обостряют межнациональную вражду

    То, что Магомед Маматов исчез в Северной Осетии, и его тело было найдено там же, является тревожным фактором, который может усугубить и без того непростые отношения между народами, заявил правозащитник Магомед Муцольгов, призвав не распространять ложные слухи о его смерти. Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров поручил Совету безопасности республики взять на особый контроль дело о смерти Маматова.

23 января 2018, 02:09

  • Адвокат в Баку лишен полномочий за передачу в СМИ интервью подзащитного

    В Азербайджане сроком на год приостановлены полномочия адвоката Фахраддина Мехтиева. Он наказан за передачу в СМИ интервью своего подзащитного, бывшего главы ОАО «Международный банк Азербайджана» Джахангира Гаджиева. Приостановка полномочий Мехтиева связана с тем, что он является защитником многих политзаключенных, заявил общественный деятель Огтай Гюльалыев.

23 января 2018, 01:08

  • Брат Магомеда Маматова раскритиковал результаты экспертизы его тела

    Похороны Магомеда Маматова, чье тело было найдено в Беслане, состоялись в Ингушетии. Эксперты сделали заключение, что следов насильственной смерти на теле нет. После исчезновения Маматов был жив еще два-три месяца, значит, его где-то держали и, возможно, пытали, заявил брат покойного Руслан Маматов.

23 января 2018, 00:09

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Персоналии

Все персоналии

Архив новостей