16 октября 2001, 15:58

Особенности культуры межнационального общения

Двадцатый век, круто изменивший всю общественную жизнь и очертивший грани возможной катастрофы и гибели цивилизации с непредсказуемыми последствиями, радикально преобразил идейно-мировоззренческие подходы. Появилась историческая необходимость в формировании дружбы, братства, взаимной поддержки и взаимовыручки у каждого человека, какой бы политической, социальной, духовной и нравственной ориентации он ни придерживался.

Разумеется, такое преобразование затрагивает, в первую очередь, сферу межнациональных отношений. Культура межнациональных отношений, с точки зрения профессора С. Шермухамедова, ? это "реализация взаимозависимых интересов наций и народностей в процессе экономической, социальной и духовной жизни на принципах равноправия, интернационализма, взаимопомощи на благо каждой нации, каждой народности, которое составит благополучие всего межнационального государства. Назначение культуры межнациональных отношений ? способность к более углубленному познанию этносами друг друга и усилению взаимоотношения между ними. Все это достигается терпимостью, соблюдением общепринятых норм взаимодействия, может способствовать сформировавшимся в социально-психологическом плане стереотипам мышления и поведения". 1

Духовная жизнь нации ? исключительно сложное и многообразное явление. Национальные особенности культуры, нравов, традиций, норм поведения и общения, психологии, этикета составляют основное содержание этого феномена. Когда же мы говорим о культуре межнационального общения, то тем самым из сферы духовной жизни общества выделяем, прежде всего, специфические способы, содержание активности людей, определяемые ценностями и формами референтной для человека группы, проявляющиеся в сферах общения с себе подобными, в характере межсубъективного общения. У каждого человека есть национальные, специфически социальные по своей природе, происхождению и функциям духовные устои, так называемые ценностные ориентации, нравственная, идеологическая, эстетическая, политическая, правовая и другие компоненты сознания, "задающие" личности программу деятельности и поведения, в том числе и отношение к другому человеку, другой нации, другой культуре, духовной и материальной. Ценностное сознание формируется и корректируется в деятельности человека на протяжении всей его жизни. Знание и невежество, истина и суеверие могут соседствовать в нем, подчиня себе всю духовную сферу, обеспечивая реализацию деятельности в единстве всех ее четырех аспектов: преобразование реальности, ее познание, ценностное осмысление и общение. Общение является важным условием для возникновения той духовной силы, которая управляет связью человека с себе подобными.

Подлинная культура межнационального общения, взаимодействия и сотрудничества народов может возникнуть только на основе раскрытия духовно-нравственного потенциала каждой нации, обмена опытом социального и культурного творчества, на основе реализации идеалов свободы, справедливости и равенства. Высокая культура межнационального общения ? одновременно и средство, и результат становления и функционирования новой системы отношений в политической, экономической и других сферах жизнедеятельности наций и государства в целом. Такая система может возникнуть только тогда, когда каждая нация или национальность процесс своего взаимодействия с другими нациями и национальностями будет строить на основе принципов равноправия, учета интересов другой стороны, взаимопомощи и обмена во всех областях материального и духовного производства.

Расширение функций и масштабов воздействия культуры на национальные и интернациональные процессы, обеспечение гармоничности их взаимодействия находятся в прямой зависимости от успехов демократизации общественной жизни в целом в стране и в сфере национальных отношений в частности. Ведь культура охватывает всю совокупность общественных связей и отношений между нациями и народностями, между людьми как субъектами социальной деятельности. "Будучи всегда синонимом человеческого развития, ? замечает В.М. Межуев, ? культура совпадает тем самым с общественным развитием, с развитием человека как общественного существа". 2

Практика установления равноправных отношений нуждается в соответствующей теоретической концепции. Разработка ее связана с преодолением ряда методологических трудностей, в том числе и по вопросу культуры межнационального общения. Здесь необходимо учитывать следующие принципиально важные моменты: конкретно-исторический уровень развития нации и национальных отношений; богатство и многообразие проявления культурной самобытности и традиций общения; определенную расстановку классовых сил внутри национальной общности и вокруг нее; исторически установившиеся традиции и опыт взаимоотношений между нациями и народностями (соседними и дальними); идейно-политические ориентации, заложенные в основу формирования и функционирования культуры, обычаев и традиций; особенности духовного облика, культуры, психологии, нравственных качеств индивида, вступающих в межнациональное общение.

Адыги на протяжении многовековой истории создали уникальную систему традиций и обычаев, которая тысячелетиями служила верным ориентиром поддержания гармонии их взаимоотношений со средой обитания, воспитания физически здорового человека, регулирования всей гаммы взаимоотношений людей в общественной и семейной жизни, цивилизованных связей с другими народами. Этой традиционной уникальной культурой адыгов не только восхищались иностранные путешественники и ученые, но и многие ее элементы восприняты почти всеми народами, которые соприкасались и жили по соседству с ними. Более того, важнейшие принципы адыгского этикета (адыгэ хабзэ), его требования похожи на многие положения норм международной дипломатии и международного права. Даже регламентация взаимоотношений между отдельными членами и слоями общества по адыгскому этикету во многом напоминают современные уставные требования военнослужащих.

В основу адыгэ хабзэ, или традиционной культуры адыгов, легли общественные институты. К таким общественным институтам относятся: покровительство, куначество, аталычество, гостеприимство и другие. Именно эти общественные институты затрагивают почти все стороны жизни общества и через них функционировала традиционная культура адыгов. Поэтому не случайно эта культура явилась важнейшим регулятором отношений всех сторон общественной и семейной жизни народа.

Одним из важнейших и уникальных явлений в общественной жизни адыгов являлся институт аталычества. Он являлся не только одним из главнейших институтов установления искусственного родства между различными фамилиями, представителями отдельных социальных слоев самого адыгского общества, но и укрепления интернациональных связей с другими народами.

По поводу института аталычества И. Бларамберг указывал, что "в соответствии с обычаем... князья не имеют права воспитывать своих сыновей ни в своем доме, ни под своим наблюдением, а должны как можно раньше, чуть ли не с самого рождения, отдавать их на воспитание в чужой дом". 3

Институт аталычества использовался также для установления более близких отношений и между соседними народами и даже государствами. Достаточно случаев, когда грузинские князья и дворяне отдавали на воспитание своих детей кабардинским феодалам. Аталычество во многом способствовало примирению и сближению между собой разноплеменных горских семей и обществ.

Институт аталычества сыграл важную роль в укреплении международных связей адыгов. Такого мнения придерживались и многие авторы, в их числе К. Сталь, Н. Дубровин, Ф. Леонтович, изучавшие быт адыгов.

Раскрыть сущность традиционной культуры адыгов невозможно без изучения института гостеприимства. В 1859 г. Л.Я. Люлье писал: "Гостеприимство ? добродетель, свято чтимая у древних, сохранилась и поныне на Кавказе, а в особенности у черкес".4 (Это замечание подтверждается не только многочисленными свидетельствами других авторов, хорошо знавших Кавказ и близко знакомых с адыгами, но и самими адыгами. "Исконно этот народ славился гостеприимством и почитает его за величайшую добродетель", ? пишет Хан Гирей. 5

Феномен горского гостеприимства заключается в том, что важнейшие его принципы прямо, один к одному, совпадают с требованиями дипломатии всех народов.

С гостеприимством у адыгов был связан институт куначества, согласно которому два лица, принадлежавшие к различным родам и даже племенам или народностям, вступали друг с другом в близкие дружеские отношения и оказывали друг другу в нужных случаях всякую помощь и защиту. Очевидно, что гостеприимство исторически предшествовало куначеству, которое представляло собой следующий этап в развитии межродовых и межплеменных отношений, и что в быту частое гостевание одного постороннего лица у другого сближало их и в конце концов могло сделать их кунаками. Термин кунак чаще всего употреблялся в смысле человека, ищущего покровительства и принятого под защиту. Прежде чем установить куначеские отношения, обе стороны должны были знать друг друга хорошо и должны были быть уверенными друг в друге. Это было необходимо при передвижении из одного места в другое, так как путника подстерегала опасность на каждом шагу. А при наличии своего кунака в среде чужих племен и народов ему была гарантирована безопасность.

Таким образом, адыги через общественные институты устанавливали и укрепляли межнациональные связи с соседними народами и государствами.

Примечания

1 Шермухамедов С. К вопросу о культуре межнационального общения // Философия науки. ? 1990. ? 8. С. 35.

2 Межуев В.М. Культура и история. ? М., 1997. С. 30.

3 Бларамберг И. Кавказская рукопись. ? Ставрополь, 1992. С. 88.

4 Люлье Л.Я. О гостеприимстве у черкесов. ? Краснодар, 1927. С. 27

5. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. ? Нальчик, 1992. С. 196.

Автор: Золотова Б.Х.; источник: Этнические проблемы современности. Выпуск 6. Проблемы культуры межнационального общения и межкультурной коммуникации: Материалы 45 научно-методической конференции "Университетская наука - региону". - Ставрополь: изд-во СГУ, 2000.

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Lt feedback banner
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и WhatsApp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложениях WhatsApp и Telegram.
Лента новостей

23 января 2018, 22:54

  • Гособвинитель рассказал о призывах Нурмагомедова к брату сбежать из ИГ*

    Уроженец Дагестана Шамиль Нурмагомедов, обвиняемый в финансировании терроризма, призывал своего брата сбежать с контролируемой ИГ* территории и не участвовать в “смуте между мусульманами”, об этом свидетельствует оглашенный сегодня гособвинителем фрагмент переписки между братьями. Рассказывая об эпизоде передачи денег, прокурор сослался на интервью “Кавказскому узлу” отца братьев Нурмагомедовых.

23 января 2018, 22:35

23 января 2018, 22:27

23 января 2018, 21:41

23 января 2018, 20:56

  • Оппозиция Абхазии объединилась ради отставки Хаджимбы

    Президент Абхазии Рауль Хаджимба единолично помиловал Георгия Лукаву, не выполнил свои предвыборные обещания и не предпринял мер для разрешения множества проблем республики, заявили участники Союза политических партий и общественных организаций Абхазии.

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Персоналии

Все персоналии

Архив новостей