29 ноября 2005, 17:37

Правозащитники: жизнь Михаила Трепашкина в колонии подвергается опасности

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Сегодня в Независимом пресс-центре в Москве прошла пресс-конференция, посвященная отказу 24 ноября Тагилстроевским судом Нижнего Тагила в условно-досрочном освобождении Михаилу Трепашкину, адвокату, занимавшемуся расследованием терактов - взрывов жилых домов - в Москве в сентябре 1999 года, осужденному на четыре года лишения свободы за разглашение гостайны. В пресс-конференции приняли участие исполнительный директор Движения "За права человека" Лев Пономарев и защитники Трепашкина, адвокаты Елена Липцер и Сергей Бровченко.

По словам участников пресс-конференции, основной причиной отказа Михаилу Трепашкину в условно-досрочном освобождении (УДО) от отбывания наказания послужило наложенное 29 сентября администрацией колонии-поселения № 13, где отбывает наказание осужденный, дисциплинарное взыскание за то, что он не поздоровался с сотрудником колонии. По мнению правозащитника Льва Пономарева, этот инцидент был специально спровоцирован.

"Суд вместе с нами достаточно скептически отнесся к этому взысканию и к тому, что администрация колонии изменила свое отношение к осужденному Трепашкину", - рассказывает Елена Липцнер. По ее словам, замначальника колонии Белобородов откровенно сказал ей, что причиной представленной в суд отрицательной характеристики на М. Трепашкина является то, что выданная ранее положительная характеристика не понравилась прокуратуре и поэтому они ее изменили.

"На вопрос судьи, почему Трепашкин и дальше должен находиться в колонии, Белобородов заявил, что "мы Трепашкина еще не знаем хорошо, вот будет он у нас содержаться еще, мы сможем его охарактеризовать". Судья был удивлен этим ответом и спросил, знает ли заместитель начальника колонии, имеется ли такое назначение наказания в уголовно-исполнительном кодексе, как "получше узнать осужденного"? Он, конечно, не смог на это ничего ответить и вся эта ситуация выглядела абсурдной", - рассказывает Липцнер.

По словам защитников, среди оснований для отказа в УДО Михаилу Трепашкину также указывается то, что он не признает свою вину. Сергей Бровченко заявил, что у защиты есть основания считать, что приговор, по которому Трепашкин отбывает наказание, является "актом возмездия" власти за его адвокатскую деятельность. "Запрещение такого преследования предусмотрено ст. 10 Европейской конвенции по правам человека. Настоящее постановление Тагилстроевского суда является актом, противоречащим этой статье конвенции, поскольку суд указывает, что Михаил Иванович не раскаялся в содеянном, не осознал свою вину. Получается, что человек, который не согласен с постановлением суда, не согласен с приговором, который вынесен по его делу и добивающийся законными способами его отмены преследуется властями по закону - фактически у нас создан такой прецедент", - считает адвокат Сергей Бровченко.

На вопрос корреспондента "Кавказского узла", общается ли сейчас Михаил Трепашкин со своими бывшими подзащитными по делу о взрыве домов в Москве, Елена Липцнер ответила, что старается общаться, но "это довольно трудно, т. к. сестры Морозовы находятся в США и одна из них получила политическое убежище там, именно в связи с тем, что Трепашкин был привлечен к уголовной ответственности". "Когда он освободился в конце августа, он сказал, что собирается дальше выполнять свои обязательства, которые он давал сестрам Морозовым и продолжать деятельность по расследованию обстоятельств взрывов домов в 1999 году".

Лидер движения "За права человека" Лев Пономарев заявил, что жизнь Трепашкина в колонии находится в опасности. "Администрация колонии создает определенную атмосферу вокруг него. Заключенным говорят: "Пока у нас Трепашкин, никто не получит условно-досрочного освобождения". Из-за этого в колонии зреет недовольство", - говорит Пономарев. Несколько заключенных, по его словам, даже создали группу в защиту осужденного адвоката.

Адвокат Елена Липцнер заявила, что решение об отказе ее подзащитному в условно-досрочном освобождении будет обжаловано в кассационную инстанцию, но на решение в его пользу, вряд ли стоит рассчитывать. По словам Пономарева и Липцнер, Трепашкин серьезно болен и в настоящее время защита добивается его госпитализации в городскую больницу Нижнего Тагила и перевода в дальнейшем в колонию, расположенную вблизи от его постоянного места жительства. По их мнению, перевод может быть осуществлен в Московскую или Смоленскую область.

Три жалобы Михаила Трепашкина поданы в Европейский суд по правам человека, одна из них уже признана приемлемой. Также, планируется новое обращение в правозащитную организацию "Международная амнистия" с просьбой признать его политическим заключенным. В настоящее время "Международная амнистия" уже занимается исследованием дела Трепашкина. В частности, как рассказала Липцнер, 23 ноября он письменно ответил на вопросы этой организации.

Напомним, что в конце августа суд Нижнего Тагила условно-досрочно освободил Трепашкина, однако 16 сентября Свердловский областной суд отменил это решение и отправил дело на новое рассмотрение. 18 сентября Трепашкин был арестован в Москве и этапирован в исправительную колонию № 13 в Нижнем Тагиле Свердловской области.

В мае 2004 года Трепашкин был осужден в Москве на четыре года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении за разглашение гостайны. Дмитровский городской суд 15 апреля 2005 года признал его также виновным в незаконном хранении и перевозке огнестрельного оружия, но данный приговор Мособлсудом был отменен.

Согласно версии обвинения, проходя с 1984 по 1997 годы службу в КГБ СССР и ФСБ РФ, Трепашкин копировал служебные документы, которые в дальнейшем незаконно хранил у себя дома. Во время обыска у него дома были изъяты следственные материалы КГБ СССР, министерства безопасности РФ, ФСК и ФСБ как в письменной форме, так и на дискетах.

Экспертиза признала секретными около 30 документов, в частности, протоколы следственных действий по делам 1997 года, расследованием которых занимался Трепашкин. Разглашением сведений, составляющих государственную тайну, следствие считает передачу Трепашкиным своему бывшему коллеге - полковнику ФСБ Виктору Шебалину - материалов-сводок прослушивания телефонных переговоров членов гольяновской организованной преступной группировки. В них, по мнению следствия, содержались данные о методах работы ФСБ РФ.

Недавно один из влиятельных членов Конгресса США выступил в защиту адвоката Михаила Трепашкина, повторный арест которого после досрочного освобождения в сентябре 2005 г привлек международное внимание. Выступая в Палате представителей, конгрессмен-республиканец Кристофер Смит заявил, что преследование Трепашкина выглядит как попытка российских спецслужб подавить расследование взрывов жилых домов в Москве в сентябре 1999 года.

Трепашкин, будучи адвокатом семьи потерпевших, по словам конгрессмена, проводил расследование возможной роли ФСБ в терактах 1999 года. Г-н Смит огласил в Конгрессе результаты этой работы, в частности, полученные Трепашкиным показания администратора дома на Гурьянова о том, что ФСБ сфальсифицировало фоторобот террориста, подложившего бомбу. Конгрессмен также упомянул известный инцидент в Рязани, когда сотрудники ФСБ были пойманы на минировании жилого дома.

Ранее сам Михаил Трепашкин заявил корреспонденту "Кавказского узла": "Мое глубокое мнение, что это, прежде всего месть за то, что выступал против нынешнего руководства ФСБ Патрушева. Я считаю, что это тот человек, который не способен обеспечить безопасность граждан нашего государства. Это человек, который по своим нравственным аспектам, если его попросят что-то страшное совершить, он и страшное совершит".

Напомним, что после ухода из органов безопасности Трепашкин занялся адвокатской практикой и работой в Общественной комиссии по расследованию терактов в жилых домах в Москве в 1999 году. Результатом работы стала книга Юрия Фельштинского и Александра Литвиненко "ФСБ взрывает Россию".

Автор: Вячеслав Ферапошкин, собственный корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

28 марта 2024, 23:54

28 марта 2024, 22:55

28 марта 2024, 22:00

  • День возрождения балкарского народа прошел без массовых мероприятий на фоне теракта в "Крокусе"

    Минкультуры Кабардино-Балкарии объяснило отмену развлекательных мероприятий по случаю дня возрождения балкарского района терактом в "Крокус Сити Холле". Жители республики рассказали, что в этом году воздержались от празднования в связи со случившимся в Подмосковье. Для возрождения балкарского района необходим рост численности, который замедлен из-за оттока сельчан в города, подчеркнули активисты.

28 марта 2024, 21:02

  • Журналист Асланов потребовал ответа от прокуратуры на свои жалобы

    Осужденный за госизмену журналист Полад Асланов обратился к генеральному прокурору Азербайджана, потребовав выдать ему решения о прекращении уголовных производств по двум его жалобам, которые необходимы для обращения в ЕСПЧ. Журналист также пожаловался на отсутствие медицинской помощи, рассказала его супруга.

28 марта 2024, 20:19

  • Черкасов назвал бесчеловечным обращение с Орловым*

    Правозащитнику Олегу Орлову*, осужденному за дискредитацию армии на 2,5 года колонии, создают помехи в ознакомлении с материалами дела и не позволяют конфиденциально беседовать с адвокатом. Ежедневные поездки в суд сказываются на его здоровье, что мешает готовиться к апелляции, рассказал Александр Черкасов.

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей