11 октября 2005, 11:54

Подробности рассмотрения дела помощников Аслана Масхадова в Верховном суде Чечни

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Верховном суде Чечни началось рассмотрение уголовного дела по обвинению лиц, захваченных 8 марта 2005 г. во время операции федеральных сил в селе Толстой-Юрт, в ходе которой был убит президент непризнанной Чеченской Республики Ичкерия Аслан Масхадов. Об этом сообщило Общество российско-чеченской дружбы.

На скамье подсудимых бывший начальник управления кадров президента ЧРИ Вахид Вахаевич Мурдашев (1.12.1955 г.р.), племянник Масхадова Висхан Умарович Хаджимурадов (2.07.1979 г.р.), Илес Гиланиевич Ирисханов (22.06.1965 г.р.) и хозяин дома, где укрывалась группа  - Скандарбек Султанович Юсупов. Защиту подсудимых осуществляют адвокаты Роза Дакаева, Залина Тахаджиева (представляют интересы Юсупова), Бай-Али Эльмурзаев, Малика Абубакарова (представляют интересы Мурдашева), Турпал Товмурзаев (представляет интересы Хаджимурадова) и Харон Махомашев (представляет интересы Ирисханова).

Федеральный судья Мадаев Хас-Магомед Тугуевич рассматривает дело единолично.

Мурдашев обвиняется по ст. 279 (вооруженный мятеж), ч. 2 ст. 209 (бандитизм, участие в устойчивой вооруженной группе), ч. 3 ст. 222 (незаконное приобретение и хранение оружия) и ч. 3 ст. 327 (использование заведомо подложного документа) Уголовного кодекса Российской Федерации. Хаджимурадов, Ирисханов и Юсупов обвиняются по ч. 2 ст. 209, и ч. 3 ст. 222 УК РФ. Мурдашев признал вину только в части использования заведомо подложного документа, по остальным пунктам обвинения своей вины не признал. Остальные подсудимые не признали своей вины ни по одной из инкриминируемых им статей.

Судебное заседание и судебное делопроизводство ведется на чеченском языке, не смотря на возражения адвокатов. По словам адвокатов, судья заявил: "Факты вы воспринимаете так, как Вы хотите. Вопросы мы будем ставить в соответствии с УПК так, как нам надо".

По мнению адвокатов подсудимых, судья не является непредвзятым, а открыто принял сторону обвинения. "Фактически - говорят они - он работает за прокурора. Особенно если учесть частоту задаваемых вопросов: один вопрос задает прокурор, а остальные двадцать - судья". Адвокатам даже пришлось напомнить судье о принципе состязательности сторон.

По словам адвокатов, полной картины событий 8 марта 2005 г. в материалах уголовного дела нет. В деле 5 томов, причем половина последнего тома - это обвинительное заключение. В материалах предварительного следствия имеются только отрывочные показания самих обвиняемых, при этом в деле нет протоколов допросов ни свидетелей, ни потерпевших, отсутствует медицинское заключение о причине смерти Масхадова.

По словам адвокатов, все трое, кроме Юсупова, были контужены, и последствия контузии существенно сказываются на здоровья состоянии подсудимых до сих пор - им очень трудно сосредотачивать внимание.

В ходе заседания 10 октябрям было оглашено обвинительное заключение, а затем суд перешел к допросу Хаджимурадова, после чего были оглашены его показания, данные в ходе предварительного следствия. Хаджимурадов  показал, что 8 марта они с Асланом Масхадовым находились в подвале саманного дома, на территории домовладения Юсупова в селе Толстой-Юрт.  Около 9 часов утра они услышали стук в люк подвала. Масхадов в этот момент молился. Услышав стук, Масхадов взял пистолет и сказал: "Не думайте о себе, думайте обо мне. Если я останусь живым, стреляйте мне в сердце". Хаджимурадов заявил, что никто не исполнил этого приказа. По утверждению подсудимого, обвинение в том, что кто либо из подсудимых был вооружен, абсолютно надуманны. По словам Хаджимурадова, ни кто из людей, находившихся в подвале, кроме Масхадова, не имел оружия. У Масхадова при себе всегда был пистолет Макарова и пистолет-автомат Стечкина с двумя обоймами. Также на нем был так называемый "пояс шахида". Этот пояс предназначался для того, чтобы взорвать себя в случае попытки взять его живым. После стука он услышал взрыв. Хаджимуратова отбросило взрывной волной. Он ударился о бетонную балку и стал терять сознание. В этот момент он услышал три выстрела, и сразу же в подвал пустили некий газ. Газ шел около 30 минут. Находившиеся в нем стали терять сознание. К тому моменту, как их стали вытаскивать из подвала, никто не мог передвигаться самостоятельно. Никто не отстреливался - было не из чего и не было сил. Очнувшись, Хаджимурадов почувствовал что-то теплое. Вставая, он увидел мертвого Масхадова. Его голова лежала на ноге подсудимого.

По словам адвокатов Хаджимуратова, их подзащитный заявил о том, что на предварительном следствии в отношение его применялись пытки. Предварительное следствие шло во Владикавказе, и у него достаточно долгое время не было адвоката. У Хаджимуратова 5 классов образования. По словам адвокатов, у Хаджимуратова серьезное посттравматическое расстройство, тяжелые последствия контузии и отравления газом. С этим связаны провалы в памяти. На вопросы судьи и прокурора, задаваемые в разное время, о времени его вступления в "банду", он отвечал по-разному: судье он говорил, что присоединился к Масхадову в начале 2003 года, прокурору он спустя некоторое время ответил, что это произошло в 2004 году. Когда его спросили об этом в восьмой раз, он ответил, что не помнит.

Подсудимый Мурдашев заявил о временном отказе от дачи показаний в связи с тем, что ему необходимо ознакомиться с материалами дела. Мурдашев также сказал суду, что после контузии у него провалы в памяти.

Ирисханов на предварительном следствии также заявил, что у него не было оружия, и что он никогда не спускался в подвал, где находился Масхадов. Он всегда находился в доме вместе с Юсуповым.

По мнению адвокатов подсудимых, обвинение в организации банды надуманно потому, что ни у кого из обвиняемых не было умысла на создание преступного сообщества. В деле отсутствуют доказательства фактов бандитизма, совершенных этими людьми, включая, кстати, и Масхадова. Все подсудимые утверждают, что оружие, которое было якобы обнаружено в доме Юсупова, было подброшено.

По мнению адвокатов, и судья, и сторона обвинения решительно настроены на то, чтобы максимально быстро довести дело до приговора, и осудить подсудимых на максимально длительные сроки лишения свободы.

Напомним, ранее  корреспондент "Кавказского узла" сообщал, что 10 октября в Верховном суде Чечнской Республики должен начаться судебный процесс над четырьмя жителями республики, задержанными в марте 2005 года в ходе спецоперации по уничтожению президента Ичкерии Аслана Масхадова.

Следующее судебное заседание по делу помощников Аслана Масхадова в Верховном суде Чечни назначено на 18 октября.

Автор: Кавказский Узел

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

28 марта 2024, 15:39

  • Свидетель Иеговы* арестован в Черкесске

    Инвалид второй группы Владимир Фомин обвинен в причастности к деятельности организации Свидетелей Иеговы* и вовлечении в нее других людей. Несмотря на то, что в суд Фомину пришлось вызывать скорую помощь, Черкесский городской суд отправил его под арест.

28 марта 2024, 15:00

28 марта 2024, 14:19

28 марта 2024, 13:43

28 марта 2024, 12:59

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей