15 февраля 2005, 19:52

Власти начали преследование изданий, публикующих объективную информацию о Чечне, считает редактор газеты "Право-защита"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Вчера, 14 февраля, в московском Независимом пресс-центре состоялась пресс-конференция, посвященная судебному преследованию газеты "Право-защита" в связи с публикацией обращений лидеров сепаратистов Чечни. Пресс-конференция была организована Межрегиональной общественной организацией "Общество российско-чеченской дружбы" и носила название "Правоохранители против "Право-Защиты". Напомним, что прокуратура Нижегородской области, возбудила 11 января уголовное дело по ст. 280 ч. 2 УК РФ (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности с использованием СМИ) по факту публикации в газете "Право-защита" двух обращений Аслана Масхадова и Ахмеда Закаева.

На конференции, в частности, присутствовали: сопредседатель и исполнительный директор Общества российско-чеченской дружбы, редактор ОРЧД и газеты "Право-защита" Станислав Дмитриевский, возглавляющий Нижегородскую региональную общественную организацию "Комитет против пыток" Игорь Каляпин и редактор англоязычной версии информационной рассылки ОРЧД Оксана Челышева.

"Раз в два месяца выходят спец. выпуски нашей газеты, полностью посвященные Чечне. Позиция редакции нашей газеты, также как и позиция нашего Издательского центра и Общества российско-чеченской дружбы всегда была в следующем: Российский народ в праве знать точки зрения на вооруженный конфликт в Чечне, как одной, так и другой легитимной воюющей стороны. Наша маленькая газета с пятитысячным тиражом пытается восполнить тот вакуум независимой информации в отношении чеченского вооруженного конфликта", - заявил сопредседатель и исполнительный директор Общества российско-чеченской дружбы, редактор ОРЧД и газеты "Право-защита" Станислав Дмитриевский.

Помимо этого, газета "Право-Защита" регулярно публикует документы и обращения непризнанной Чеченской Республики Ичкерия, особенно если они касаются возможностей мирного урегулирования конфликта. Одно из таких обращений, опубликованных в газете, и стало поводом для возбуждения уголовного дела.

Как явствует из пресс-релиза, кампания против газеты длится довольно давно. В марте прошлого года сотрудниками Отдела по борьбе с экономическими преступлениями прямо в типографии был изъят весь тираж одного из номеров издания - тогда победа в суде осталась за ОЧРД, мировой судья постановил - тираж вернуть. Управление по делам печати, несмотря на это решение, требовало уничтожить тираж, найдя не так расставленными запятые в выходных данных, тем не менее, тираж был возвращен. Уже в ноябре прошлого года Дмитриевского вызвали в Прокуратуру Нижнего Новгорода, для дачи показаний, по делу по надзору за соблюдением конституционных прав граждан. "Как заявил мне прокурор, - уточнил Дмитриевский, - были некоторые обращения из других регионов Российской Федерации, и они проверяют законность и обоснованность выхода данной газеты. Наконец, 20 января к нам в редакцию поступил звонок из управления Федеральной службы безопасности по Нижегородской области, и я был вызван в качестве свидетеля для дачи показаний в ФСБ."

Выяснилось, что 11 января прокуратура возбудила уголовное дело. Расследование возглавил следователь по особо важным делам Федеральной службы безопасности Роман Путанов. В тот же день состоялась выемка документации в редакционном помещении. "Явились четверо сотрудников ФСБ, изъяли подшивку всех номеров газеты, изъяли регистрационные документы - заявил, комментируя это событие, Дмитриевский, - при этом, нашему бухгалтеру, один из принимавших участие в выемке, задал вопрос: не стыдно ли нам за американские деньги такое писать про армию. Наконец, что меня больше всего беспокоит, изъяли трудовые договора со всеми нашими репортерами, которые ведут работу в Чечне, постоянно проживают там и являются этническими чеченцами. У ФСБ появились совершенно официальный повод и возможность допросить этих людей в качестве свидетелей". "Можно догадываться, что допрос в ФСБ Чечни - совсем иного свойства, нежели допрос в ФСБ Нижнего Новгорода. В данный момент у нас в Чечне сеть из шести репортеров, она увеличивается, и я боюсь, что данное обстоятельство будет использовано, чтобы запугать этих людей, помешать им работать", - подытожил он.

Помимо издания газеты "Право-защита", ОРЧД занимается ежедневной рассылкой новостей, связанной с правами человека в Чечне. "Это беспристрастная подача фактов, в отличие от газеты, где мы позволяем себе очень эмоциональные комментарии, - объяснил Станислав Дмитриевский, - наша рассылка переводится на английский язык Оксаной Челышевой и, говоря скромно, пользуется некоторым интересом не только в Российской Федерации, что, как мне кажется, очень беспокоит и прокуратуру и ФСБ. Я в этих событиях вижу, если не спланированную акцию, то совершенно отчетливую тенденцию. Сравнивая их с недавним предупреждением газете "Коммерсантъ" за сходное деяние, вспоминая процесс, который сейчас идет в Верховном Суде Республики Ингушетия о признании некоторых информационных материалов Чеченского комитета национального спасения - экстремистскими. У меня создается такое впечатление, что власть разобралась с телеканалами, - пора приниматься за печатные издания", - заключил он.

Разумеется, из всей политической проблематики, наиболее остро власть воспринимает призывы к мирным переговорам с противоборствующей стороной в чеченском конфликте. Газета "Право-Защита", напротив стоит на позиции необходимости переговоров. Обе инкриминированные публикации, содержат призывы к подобным мирным инициативам. На данный момент допрошены практически все сотрудники нижегородской редакции Информационного центра ОРЧД, и члены совета Нижегородского общества прав человека, так как газета является их совместным проектом. Обвинение до сих пор не предъявлено ни кому из сотрудников газеты, при этом в любой момент возможна переквалификация сегодняшних свидетелей в подозреваемых или обвиняемых. Из трех месяцев, которые УПК РФ отпускает на расследование уголовного дела, один уже истек. Одной из возможных, скрытых, причин активного преследования деятельности газеты может являться попытка сотрудников вмешаться в события с захватом заложников в Беслане.

"Первого сентября рано утром мы случайно узнали о захвате школы от наших корреспондентов, возвращавшихся с задания. Я позвонила Закаеву в Лондон - тогда состоялось наше первое с ним интервью, где он категорически отрицал всякую возможность инициировать Масхадовым подобное преступление, - говорит Оксана Челышева. - Второго сентября мы вышли на связь с Ильясом Ахмадовым, министром иностранных дел правительства Масхадова, автором плана мирного урегулирования, и только третьего сентября, утром, мы узнали, что Масхадов готов участвовать в переговорах в составе штаба по спасению заложников. Мы начали пытаться организовать что-то типа общественной кампании, но уже через час пришло сообщение о том, что штурм начался. Второе интервью с Закаевым состоялось в тот же день, третьего сентября, вечером, когда катастрофа уже произошла. От него мы узнали, что второго сентября вечером ему звонили Руслан Аушев и президент Северной Осетии Дзасохов. По словам Закаева, эти звонки были абсолютно независимыми от Москвы. Это была личная инициатива Аушева".

Меж тем, в нижегородских СМИ, по убеждению сотрудников "ОЧРД", с легкой руки прокуратуры была развязана кампания по дискредитации печатного органа. Приглашенный на пресс-конференцию помощник прокурора Константин Моисеев, не появился, оставив это заявление без комментария.

Станислав Дмитриевский привел примеры подобной дискредитации: "Телекомпания "Волга" пригласила в качестве эксперта на передачу, посвященную описанным событиям, редактора газеты "Новое Дело", Вадима Андрюхина. В Нижнем Новгороде он известен, потому что в 90-м году получил прокурорское предупреждение за публичное разжигание межнациональной розни в статье "Чтобы спасти Россию нужно уничтожить Чечню". "В местном приложении к "МК", - продолжил Дмиртриевский, - в сентябре прошлого года была опубликована статья, которая называлась "Что делать с российскими друзьями чеченцев" и касалась она именно нижегородского отделения ОРЧД, с переходом на весь чеченский народ. Там было сказано, что рецепт борьбы с друзьями чеченцев известен: необходимо посадить их в одни "теплушки" с чеченцами и отправить осваивать целинные земли к белым и бурым медведям". По поводу этой публикации представители "ОЧРД" безрезультатно обратились в прокуратуру, не усмотревшую в статье состава преступления.

Автор: Юрий Нескородов, собственный корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

28 марта 2024, 12:59

28 марта 2024, 12:14

28 марта 2024, 11:41

  • Трое жителей Дербента убиты на Украине

    Ахмед Рамазанов, Даньяр Агагулиев и Анзор Гаджиев убиты в ходе специальной военной операции, сообщила мэрия города. С начала военной операции на Украине власти сообщили как минимум о 797 убитых военных из Дагестана.

28 марта 2024, 10:54

28 марта 2024, 10:17

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей