19 декабря 2004, 04:26

Мониторинг нарушений прав журналистов, прессы и конфликтов, связанных с освещением событий на территории Чеченской республики. Октябрь 2004 г.

Весь октябрь. В течение месяца продолжались конфликты из-за деятельности сайта чеченских сепаратистов "Кавказ-центр", которые в основном выходили на международный уровень.

7 октября сайт чеченских сепаратистов "Кавказ-центр", работа которого была прекращена в сентябре в Литве (см. предыдущий выпуск ЦЭЖ), снова вышел в сеть. Редакция сайта категорически не согласилась с обвинениями в свой адрес и заявила, что агентство "занимается информированием общественности о событиях и сообщает факты, а не разжиганием национальной или религиозной вражды".

8 октября пресс-секретарь литовского ДГБ Витаутас Макаускас сообщил, что литовские спецслужбы ведут поиск источника вещания "Кавказ-центра". Однако он подчеркнул, что судьбу сайта может решить только суд. В то же время поиски ДГБ не увенчались успехом. По словам Макаускаса, специалисты при помощи технических средств и других мер предпринимают меры для установления источника вещания, но о каких-либо конкретных результатах говорить пока преждевременно. Между тем Литовское национальное радио сообщило, что сервер, на котором располагается сайт, находится в Турции, а его администратор зарегистрирован в Грузии. Некоторые неофициальные источники в Вильнюсе впервые отметили, что сервер может находиться и в Финляндии.

8 октября глава российской делегации в ПАСЕ Константин Косачев заявил в Страсбурге, что открытие в Литве сайта "Кавказ-центр" - еще одно проявление политики двойных стандартов в борьбе с терроризмом. Косачев напомнил, что в ходе сессии ПАСЕ российская делегация подготовила доклад по терроризму. В результате дебатов по резолюции, осуждающей терроризм, было исключено упоминание о том, что "любое пособничество террористам, в том числе открытие сайтов, неприемлемо". По мнению Косачева, факт исключения этого положения "послужил сигналом сепаратистам активизировать свою деятельность". В ходе сессии ПАСЕ президент Чечни Алу Алханова подчеркнул, что нужно лишить террористов не только поддержки и финансирования, но и информационного обеспечения. Он призвал европейские страны закрыть информцентры и сайты сепаратистов, которые, возможно, имеются на их территории.

В тот же день директор фирмы Elneta Римантас Пашис сообщил, что главный редактор "Кавказ-центра" находится в Тбилиси и оттуда руководит работой сайта. Размещение же сервера в Литве, по его мнению, обусловлено "доступными ценами" за услуги. Лидер международной группы парламентариев по проблемам Чечни Альгирдас Ендрюкайтис, в свою очередь, заявил, что закрытие "Кавказ-центра" означает принятие властями Литвы ультиматума России и проведение Вильнюсом политики "финляндизации". По его словам, "трагедия Литвы в том, что власть имущие потеряли гордость и достоинство, безропотно приняв менталитет, интеллект и эрудицию чекиста Путина". Ендрюкайтис отметил, что в Литве "стоит вопрос о свободе права на информацию".

8 октября "Кавказ-центр" опубликовал якобы имеющееся у него распоряжение правительства РФ 229-р от 2 марта 1996 года. Никаких доказательств существования этого документа "Кавказ-центр" не приводит. Однако распоряжение это якобы называется Инструктивное письмо "О ПОРЯДКЕ ОСВЕЩЕНИЯ В СМИ СОБЫТИЙ ВОКРУГ ЧЕЧЕНСКОГО КОНФЛИКТА И ЕГО ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ". В документе предусмотрены меры "противодействия тенденциозному освещению в российских и зарубежных СМИ проблемы по урегулированию чеченского конфликта и укрепления демократических устоев России". В своем комментарии "Кавказ-центр" отмечает, что "большая посещаемость чеченских сайтов, при их полном информационном игнорировании российскими СМИ, свидетельствует об интересе к публикуемой информации, но если российские журналисты обязаны игнорировать в своих материалах даже названия Интернет-ресурсов сепаратистов, российским властям это никак не удается".

10 октября стало известно, что "Кавказ-центр" работает в Финляндии при поддержке телекоммуникационной компании TeliaSonera. Представитель компании Юрки Карасвирта заявил, что юристы и полиция проверяли сайт и не обнаружили на нем материалов, которые позволили бы его закрыть. По финскому законодательству ресурс может быть закрыт, только если он используется для распространения детской порнографии, публикации материалов расистской и фанатической направленности. Юрки Карасвирта заявил также, что компания может закрыть сайт только по распоряжению властей. Стало также известно, что сайт был зарегистрирован в Финляндии на жителя Грузии Висами Тутуева. По сведениям финской прессы, хотя клиент, разместивший у себя сайт, и был зарегистрирован в Финляндии, сайт использовал несколько серверов в разных странах мира.

11 октября МИД России сделал официальное представление Финляндии по поводу открытия в этой стране сайта "Кавказ-центр". Глава МИД Сергей Лавров выразил надежду, что финские власти "поймут недопустимость предоставления такой информационной возможности пособникам террористов".

В тот же день, 11 октября, в Баку совершено нападение на сына Генерального директора агентства "Кавказ-центр" Висами Тутуева. В результате он получил тяжелые ранения и доставлен в одну из больниц Баку. Как заявила редакция "Кавказ-центра", сам Висами Тутуев, проживающий в Грузии, после возобновления работы сайта подвергся беспрецедентному психологическому давлению со стороны грузинских властей. "Кавказ-центр" призвал международные правозащитные и журналистские организации вмешаться в ситуацию с Тутуевым и его семьей и защитить их. Кроме того, редакция сайта обвинила ДГБ Литвы и полицию Финляндии в том, что они 10 октября похитили сервер сайта из помещения финского провайдера в Хельсинки.

12 октября "Кавказ-центр" снова был закрыт. По данным финской телерадиокомпании "Юле", владелец сайта сам закрыл интернет-страницу. При этом финские власти отрицали свое участие в закрытии сайта. Представитель финской полиции безопасности заявил, что соответствующего распоряжения не было.

В этот же день глава МИД Финляндии Эркки Туомиоя заявил, что нельзя позволять существование таких призывающих к насилию сайтов, как "Кавказ-центр". Глава политического отдела МИД Финляндии Маркус Люра, в свою очередь, сообщил, что личности создателей сайта известны финской полиции безопасности. Пресс-атташе посольства Финляндии в России Туамо Песонен сказал, что сайт был закрыт еще до представления, сделанного по этому поводу Финляндии МИД РФ.

13 октября Департамент информации и печати (ДИП) МИД РФ позитивно оценил решение финской стороны закрыть сайт "Кавказ-центр". ДИП отметил "оперативность, с которой финские коллеги приняли решение на этот счет". МИД заявил, что будет и впредь предпринимать все необходимые меры с целью закрытия подобных сайтов, являющихся "информационным оружием международных террористов, откуда бы они ни вели свою деятельность".

15 октября коллектив "Кавказ-центра" заявил, что продолжается преследование семьи генерального директора агентства Висами Тутуева и его семьи. Так, 12 октября зрители одного из азербайджанских телеканалов стали свидетелями заявления пострадавшего сына Тутуева о том, что он получил тяжелое ранение острым предметом в живот не в результате нападения, а случайно, навалившись на арматуру. "Кавказ-центра" опроверг эти сведения, утверждая, что сын Тутуева сделал это якобы по просьбе отца, которой на самом деле не было. В итоге, отмечает "Кавказ-центр", семья оклеветала себя, оправдала заговор против себя, снова поставив свои жизни под угрозу. Сам Висами Тутуев продолжает подвергаться давлению в Тбилиси.

16 октября финская газета "Ilta-Sanomat" опубликовала интервью гендиректора "Кавказ-центра" Висами Тутуева, который, говоря о работе своего сайта, в частности, отметил: "Наша задача заключается в том, чтобы рассказывать о фактах и предоставлять возможность высказывать разные точки зрения об этих фактах. Мы не являемся судейской инстанцией и не делим чеченскую армию на правильных и неправильных, на хороших и плохих. Мы журналисты". Тутуев также рассказал, что "Кавказ-центр" получает информацию из Чечни от "чеченского командования и от отдельных командиров, которые имеют спутниковые телефоны". Также информация поступает через Интернет. По словам Тутуева, "Кавказ-центр" имеет двух корреспондентов в Чечне, которые "работают подпольно", информацию передают также "сотрудники чеченского телевидения и радио, которые также работают подпольно".

Гендиректор заявил, что Висами Тутуев - это его настоящее имя, в 2000 году, по его словам, он провел несколько недель в яме на Ханкале (база федеральных сил), где его подвергали пыткам. Там он заболел туберкулезом. Тутуев сообщил, что он и его семья подвергаются преследованиям. В Грузии, где он живет, на него оказывается давление. На его сына, который живет в Азербайджане, напали неизвестные и тяжело ранили. По словам Тутуева, после того, как сын пришел в себя, местные власти заставили его заявить, что на него никто не нападал и он сам упал на железный штырь. Гендиректор сообщил, что агентство ищет новое место для сервера. Кроме того, он обвинил финские власти, в частности, полицию безопасности, в похищении сервера и шантаже одного из партнеров провайдера "Кавказ-центра". Тутуев также отметил, что никаких прямых связей с Шамилем Басаевым и Асланом Масхадовым у него нет.

18 октября председатель Госдумы РФ Борис Грызлов выразил удовлетворение в связи с оперативными действиями финской стороны по пресечению деятельности "Кавказ-центра". Вопрос о функционировании сайта был затронут в ходе визита делегации Федерального Собрания РФ в Хельсинки, сказал Грызлов. Он пояснил, что к моменту их приезда в Хельсинки проблема фактически была снята, но, тем не менее, данная тема затрагивалась в ходе встреч с финской стороной. "Этот сайт действовал примерно пять дней, - сказал спикер. - Это был не частный компьютер, то есть речь идет о причастности юридического лица. Этот компьютер был изъят и сайт был ликвидирован. То, что в течение пяти дней он прекратил свою работу, мы можем оценивать, как позитивный фактор".

18 октября группа депутатов парламента Финляндии потребовала от руководства полиции безопасности и МИД этой страны дать официальные разъяснения по поводу своих действий в отношении сайта "Кавказ-центр". Как заявил один из инициаторов парламентского запроса, "налицо грубое нарушение закона Финляндии о "Свободе Слова" и это нарушение требует самого тщательного расследования".

19 октября интернет-сайт segodnia.ru опубликовал статью "Финны прикрыли виртуальный рупор Удугова. У идеологов Удугова и Закаева, обслуживающих "Кавказ-центр", возникли проблемы в разных точках земного шара". В ней, в частности, отмечается, что мозговой и технический центр "Кавказ-центра" кочевал по разным странам и уже изгонялся из США, Эстонии и Литвы. Сообщается также, что в прошлом году представители РОШ сообщали, что в Грузии занимается сбором и распространением информации антироссийской направленности Хасан Исрапилов, который и пользуется псевдонимом "Висами Тутуев". Вторым после Тутуева человеком, который ведет информационную войну против России, segodnia.ru называет осевшего в Баку Майрбека Тарамова (опять же псевдоним), который является редактором еще одного антироссийского интернет-проекта - "Кавказский вестник". "Его настоящая фамилия Цуциев, - рассказал "Yтру" представитель РОШ Илья Шабалкин. - Но если команда Удугова в лице деятелей из "Кавказ-центра" считается беспредельщиками, то у Тарамова, наоборот, "имидж" правозащитника, "умеренного сепаратиста", обвиняющего Россию во всех грехах (масхадовца). Впрочем, такая работа по подрыву российской государственности не помешала Тарамову пристроить своего сына в Академию налоговой полиции в Москве". Segodnia.ru добавляет, что кроме "Кавказ-центра" в Сети остается еще более десяти сайтов антироссийской направленности, которые используются чеченскими боевиками и представителями международных террористических организаций.

21 октября, как сообщил "Кавказ-центр" со ссылкой на руководство компании Elnet, в Вильнюсе состоялось заседание Комиссии по журналистской этике Литвы, на котором был рассмотрен запрос Вильнюсского суда в отношении "Кавказ-центра". Как известно, суд направил запрос в адрес Комиссии на предмет установления фактов разжигания религиозной и межнациональной розни агентством "Кавказ-центр" в связи с обвинениями со стороны ДГБ Литвы. После тщательного изучения дела Комиссия по журналистской этике вынесла единогласное постановление о том, что "Кавказ-центр" не разжигал и не разжигает ни межнациональной, ни религиозной вражды и в его материалах не содержится фактов пропаганды терроризма. Это уже четвертое подобное постановление Комиссии. Все выступавшие заявили, что блокирование работы "Кавказ-центра" носит политический характер и не имеет никакого отношения к тем обвинениям, которые звучат в адрес агентства. Один из руководителей Комиссии по этике господин Сонгайла заявил, что если следовать логике обвинений в адрес "Кавказ-центра", то чеченское представительство в Литве может также потребовать от литовских властей запретить деятельность на территории страны российского агентства РИА-Новости за неправильное освещение событий в Чечне. Кроме того, Сонгайло выразил удивление тем фактом, что Комиссия по этике впервые в своей практике встречается с таким слабым и немотивированным запросом на экспертизу, как в деле "Кавказ-центра". Экспертное заключение Комиссии по журналисткой этике Литвы передано в Вильнюсский суд, который должен возобновить заседание по делу "Кавказ-центра".

22 октября газета "Helsingin Sanomat" (Финляндия) опубликовала статью "Свобода слова попала под cкорый суд". Автор Микаэль Стурше - оператор сервера, на котором действовал в Финляндии сайт "Кавказ-центра". Он рассказал, что формально сайт был закрыт по доброй воле, но, с другой стороны, "добровольность, собственная инициатива" - понятия довольно растяжимые, если принять во внимание, что представители госбезопасности Финляндии несколько раз настоятельно рекомендовали закрыть страницы.

25 октября глава Конституционного комитета парламента Финляндии выступил с официальным требованием к правительству и лично к главе МИД страны дать полные разъяснения о действиях правительства Финляндии в связи с блокированием работы "Кавказ-центра" и причинах закрытия сайта. Как сообщил один из членов финского парламента провайдеру "Кавказ-центра", глава МИД Финляндии должен будет дать пояснения перед парламентом о действиях правительства, которые, по мнению многих депутатов, нарушили законы страны. Этот запрос был предъявлен правительству буквально за три дня до приезда в Хельсинки премьер-министра России Михаила Фрадкова. Кроме того, в ряде СМИ Финляндии просочились слухи, что "Кавказ-центр" в ближайшее время вновь откроется на территории этой страны уже под покровительством ряда депутатов парламента Финляндии. Слухи усилились после того, как Комиссия по журналистской этике Литвы в своем экспертном заключении отвергла все обвинения в адрес "Кавказ-центра".

26 октября премьер-министр РФ Михаил Фрадков, находясь в Хельсинки, заявил, что Россия благодарна Финляндии за закрытие сайта "Кавказ-центр". По его словам, в ходе состоявшихся переговоров с премьер-министром Финляндии была высказана совместная оценка по обсуждению усилий в борьбе с терроризмом. Со своей стороны, глава правительства Финляндии Матти Ванханен заметил, что сайт чеченских сепаратистов был закрыт не финскими властями, а самим клиентом - его хозяином.

27 октября руководитель проекта в вашингтонском Институте по исследованию ближневосточных СМИ Мари-Хелен Боккара заявила, что один из интернет-сайтов чеченских сепаратистов - "Чеченский информационный центр" - по-прежнему использует услуги хостинга, предоставляемые известной американской компанией, базирующейся в Бедфорте (штат Техас). Боккара является автором подготовленного институтом доклада об использовании Интернета исламистскими террористическими организациями, в том числе связанными с "Аль-Каидой". Это исследование в частности показало, что по состоянию на июль 2004 года из 25 известных исламистских сайтов и сайтов "Аль-Каиды" 19 пользовались услугами американских интернет-провайдеров. Несмотря на то, что после публикации доклада ряд провайдеров добровольно прекратил поддерживать часть этих сайтов, в настоящее время по крайней мере четыре из них, включая связанный с учебным лагерем "Аль-Каиды" сайт "Аль-Баттар", сайт "Бригад мучеников "Аль-Аксы" и "Чеченский информационный центр", по-прежнему продолжают использовать американские серверы. "Чеченский информационный центр", первая страница которого открывается фотографией Аслана Масхадова и других боевиков в камуфляже, работает на арабском, английском, русском и турецком языках и, помимо текстов и фотографий, содержит даже видеозаписи боевых действий, в том числе устроенных боевиками засад. "Центр" зарегистрирован в ноябре 2003 года в оффшорной зоне на Вануату - тихоокеанском островном государстве, но через посредников пользуется услугами техасской частной хостинг-компании "Си-ай хост", имеющей кроме Бедфорта отделения в Лос-Анджелесе и Чикаго.

28 октября сайт чеченских сепаратистов "Чеченпресс" со ссылкой на некоторых финских парламентариев сообщил, что "Кавказ-центр" может вновь заработать в Финляндии. В ближайшее время в парламенте пройдут слушания по этому вопросу.

***

1 октября

Государственный Совет Чеченской Республики выступил с официальным заявлением по поводу "целенаправленной клеветнической кампании, проводимой отдельными центральными печатными и электронными СМИ против чеченского народа". В заявлении Госсовета говорится, что "шовинистически настроенные СМИ" стараются приписать чеченцам мыслимые и немыслимые качества. При каждой бандитской вылазке террористов, при каждой кровавой акции, еще до выявления настоящих заказчиков и исполнителей преступлений, бурю общего негодования отдельные СМИ направляют на чеченцев и Чеченскую Республику. При этом, отмечает Госсовет, в большинстве случаев умалчиваются многочисленные факты грубейшего нарушения прав и свобод граждан России чеченской национальности. Госсовет также заявил о недопустимости использования двойных стандартов при освещении в СМИ событий, в том числе криминального характера, и "навешивания" ярлыков на чеченский народ. "Мы живем в едином многонациональном доме. У всех народов России одна цель - мирное будущее и процветание родного Отечества", - подчеркивается в заявлении.

1 октября

В Грозном в связи с отсутствием финансовых средств был вынужден прекратить работу Информационный центр при Совете неправительственных организаций Чечни (СНО). Как указано в заявлении журналистов Центра, за все время работы СНО "желало довести до всего мира правду о происходящих в Чеченской Республике событиях, что играет далеко не последнюю роль в деле установления мира и стабильности на нашей земле". Информцентр СНО также отметил, что испытал на себе моральное и психологическое воздействие, шантаж и угрозы в адрес сотрудников. Информцентр смог преодолеть многие трудности, но справиться с финансовыми проблемами не в состоянии. Журналисты выразили благодарность всем, кто оказывал им посильную помощь, и надежду на возобновление работы сайта. Руководитель центра Таиса Исаева видит выход в возможной помощи гуманитарных фондов и организаций, которые смогут оказать сайту финансовую поддержку на грантовой основе.

Информационно-правозащитный сайт Совета неправительственных организаций (СНО) - www.livechechnya.org - начал свою работу в 2002 году. Основное направление его деятельности - мониторинг нарушений прав жителей Чечни и Ингушетии. Ежедневные информационные выпуски, публикуемые на сайте СНО и распространяемые электронной рассылкой, используют в своей работе многие российские и иностранные газеты и информагентства.

6 октября

В Екатеринбурге церемония закрытия 15-го фестиваля документального кино "Россия" закончилась скандалом. Главный приз члены жюри фестиваля присудили фильму Павла Костомарова и Антуана Каттена "Мирная жизнь". Их картина повествует о жизни двух чеченцев - отца и сына, которые сбежали от ужасов войны в Чечне в одну из небольших русских деревень. Там они пытаются наладить новую жизнь, найти работу, завести свое хозяйство, но успеха так и не добиваются. Повествование сопровождается ужасными картинами быта российских селян, их постоянным пьянством. Кроме того, фильм переполнен жесткой ненормативной лексикой. После вручения Гран-при президент фестиваля Клим Лаврентьев, занимающий этот пост в течение пятнадцати лет, сообщил, что следующий, 16-й фестиваль пройдет без его участия. Лаврентьев не согласился с решением жюри по картине "Мирная жизнь". По его словам, в кино должна побеждать красота, а то, что показали зрителям Костомаров и Каттен, - это не та Россия, которую ему хотелось бы видеть. Режиссер Павел Костомаров, в свою очередь, после получения приза заявил, что очень рад своей победе и тому, что посетители фестиваля получили возможность увидеть его картину. По его мнению, ни один из центральных каналов России фильм никогда не покажет.

9 октября

Информационное агентство Reuters провело в Москве недельный тренинг-семинар для журналистов из Чечни. 12 корреспондентам республиканских газет и телеканалов республики рассказывали о методах работы Reuters и жанрах информационных сообщений, применяемых информагентством. Особое внимание уделялось практическим занятиям. Два дня работы семинара были посвящены правилам поведения журналистов в экстремальных условиях. Джон Читок из английской программы для журналистов "Pilgrims" рассказывал участникам тренинга, как правильно вести себя во время обстрела и бомбежек. Сам семинар был посвящен памяти чеченского фотокорреспондента Reuters Адлана Хасанова, трагически погибшего 9 мая в Грозном во время взрыва на стадионе.

13 октября

"Независимая газета" опубликовала статью "Война как норма. Адлан Хасанов погиб на рабочем месте". Материал посвящен Адлану Хасанову - фотографу, который погиб в Чечне 9 мая 2003 года. Он родился в 1970 году. В 1996 году начал работать на Рейтерс; для агентства фотографировал свою Родину, Панкисское ущелье, "розовую" революцию в Грузии и т.п. На 10-м фестивале "Интерфото" его памяти будет посвящен один из слайд-показов. "Независимая газета" отмечает, что 9 мая во время теракта в Грозном был убит Ахмат Кадыров. На фоне этого события смерть Адлана Хасанова прошла по разделу "...а также другие лица"; во время теракта на стадионе он снимал военный парад. В статье отмечается, что Хасанову больше нравилось снимать детей, чем старух, и выражать эмоции метафорически, а не плакатно. Он фотографировал обычную жизнь в нечеловеческих условиях. Адлан Хасанов создал первый документальный портрет поколения, которое не видело ничего, кроме войны.

15 октября

Сразу две британские газеты - "Independent" и "The Guardian" - опубликовали статьи, посвященные российской журналистке Анне Политковской. Статья в "Independent" называлась "Анна Политковская: Путин, яд и моя борьба за свободу". В материале Политковская названа "самым непримиримым врагом российского президента и самым известным журналистом в стране, работающим в жанре расследования". Сама журналистка рассказала "Independent", что "ее отравили мужчины, которые, как она подозревает, причастны к российским спецслужбам; в Чечне ее три дня держали в тюрьме мужчины, которые, как она знает наверняка, работали в ФСБ". В Великобритании вышла книга Политковской "Путинская Россия", которая, как отмечает "Independent", "наверняка вызовет у кремлевских мастеров пропаганды пароксизмы гнева, поскольку она изображает своего главного героя, президента Владимира Путина, в разрушительном свете". Кроме того, Политковская предлагает план мирного урегулирования в Чечне. "Independent" отмечает, что "Чечня с ее сложным водоворотом ненависти и насилия привлекает Политковскую с 1999 года, когда она начала писать об отколовшемся регионе". Мирный план Политковской включает в себя демилитаризацию, международных миротворцев, уничтожение коррупции и создание федеральной комиссии по управлению регионом.

Статья в "The Guardian" названа "Репортажи с дикой войны". В ней отмечается, что "ни яд, ни угроза расправы не остановят Анну Политковскую, когда нужно написать правду о Чечне". Автор говорит о журналистке как о "ветеране всех российских военных конфликтов последнего времени, снова и снова возвращающейся в Чечню, снова и снова вызывающей ярость кремлевского руководства, которое стремится навечно установить в этом регионе власть Владимира Путина".

19 октября

Впервые за последние 10 лет 103 чеченских журналиста стали членами Союза журналистов России. Как сообщил председатель Союза журналистов Чечни Руслан Юсупов, "членские билеты работникам чеченских средств массовой информации лично вручил генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко, прибывший в Грозный". На встрече с чеченскими журналистами Яковенко предложил им помощь в получении качественного образования. Как он подчеркнул, "вы должны стать своего рода связывающей нитью между журналистами региональных и центральных средств массовой информации - это основная цель моей поездки в Чечню". Игорь Яковенко предложил также проводить в Чечне обучающие семинары и круглые столы.

Участвовавшие во встрече чеченские журналисты много говорили о том, что российские СМИ создают в прессе негативный образ чеченцев. "Постоянно преподносится образ чеченца-бандита, человека с кинжалом, террориста. Этому необходимо положить конец", - сказала редактор журнала "Нана" Лула Жумалаева. "Выступите с заявлением, осуждающем эту политику в российских СМИ, а мы вас поддержим", - ответил Яковенко.

20 октября

В Грозном вышел в свет первый номер вестника "Деловая Чечня". Издание содержит справочно-аналитические материалы, в которые включены данные переписи населения, анализ экономики за 2003 год, физическая география и перечень полезных ископаемых республики. В журнале опубликованы также аналитические статьи, касающиеся роли Чеченской Республики в составе России. Издателем журнала выступил Центр гуманитарных исследований при участии и поддержке Центра стратегических исследований и развития гражданского общества на Северном Кавказе "СК-Стратегия". Вестник рассчитан на специалистов самого широкого профиля - студентов, преподавателей, бизнесменов, инвесторов. Издание будет выходить раз в год тиражом в полторы тысячи экземпляров.

21 октября

Первый вице-спикер парламента Азербайджана, сопредседатель азербайджано-российской межпарламентской комиссии Ариф Рагимзаде отверг возможность нахождения в Баку штаба чеченских сепаратистов. Подобные сведения появились в ходе расследования теракта в Беслане, сообщил первый заместитель председателя комитета Совета Федерации РФ по делам федерации и региональной политике Валерий Кадохов на заседании азербайджано-российской межпарламентской комиссии. "Подозреваем, что здесь в Баку действует некий подготовительный штаб Масхадова", - заявил он. Реагируя на это высказывание, А.Рагимзаде сказал, что "эти сведения и материалы не базируются на каких-то конкретных фактах". Он подчеркнул, что в заявлении В.Кадохова и в сообщениях некоторых российских СМИ "нет никакой конкретики". А.Рагимзаде подчеркнул, что спецслужбы двух стран пресекают любую незаконную деятельность, направленную во вред соседнему государству.

25 октября

Президент Чечни Алу Алханов заявил, что считает основной задачей властей республики и правоохранительных органов соблюдение прав человека. В частности, Алханов обещал не ограничивать свободу прессы в республике и выразил готовность воспринимать критику. "Я абсолютно не ограничиваю прессу. В рамках закона я не имею полномочий кого-то ограничивать", - сказал президент. Он считает, что работа средств массовой информации в Чечне является подспорьем для успешного решения задач. "Я абсолютно не боюсь критики, от добросовестной, искренней работы СМИ в республике, от того, насколько в объективном виде доходит информация, зависит своевременное принятие решений", - сказал Алханов. При этом он предложил СМИ не концентрировать внимание только на проблемах, которые есть в Чечне, а писать и о позитивных моментах. "Если выстроить уважительное отношение со СМИ, многие вопросы будут решаться намного проще и легче", - сказал глава республики.

25 октября

В Назрановском районном суде состоялся судебный процесс по иску прокуратуры Ингушетии, требовавшей признать "экстремистскими" информационные материалы Регионального общественного движения "Чеченский комитет национального спасения" (ЧКНС). На суде председательствовал Али Оздоев, присутствовали представители прокуратуры Магомед Аушев, управления Минюста РФ по Ингушетии. Адвокатами ЧКНС в качестве аргументов были предоставлены два заключения московского Независимого экспертно-правового совета. Сотрудники этой организации согласились провести экспертизу информационных материалов ЧКНС. Кроме того, суду были представлены документы, подтверждающие публикуемые ЧКНС информационные материалы. В ходе дебатов адвокаты ЧКНС доказали, что работа этой организации проводится строго в соответствии с Конституцией РФ, где в статье 29, пункте 4 каждому гарантируется свобода мысли и слова, а также в соответствии со статьей 10 Европейской конвенции, гарантирующей свободу выражения мнений. В итоге судья отказал прокуратуре Республики Ингушетия в признании информационных материалов ЧКНС экстремистскими.

27 октября

В горных районах Чечни появились новые печатные издания. Газета "Ламан аз" ("Голос гор") рассчитана на жителей Шатойского, Шаройского и Итум-Калинского районов. "Новая жизнь", "Машар" ("Мир") и "Сунжа" - печатные органы Курчалоевского, Веденского и Сунженского районов. Как сообщил представитель Министерства по национальной политике, информации и внешним связям Чечни Абдул-Гани Сангериев, тираж каждого издания пока утвержден в количестве 999 экземпляров. В последующем, как закончится официальная регистрация газет, он увеличится до 3 тысяч экземпляров. Выходить газеты будут два раза в неделю. В каждом номере - подробности событий, происходящих не только в данном районе, но и во всей республике. "Если учесть, - отметил Сангериев, - что многие новости доходят до жителей отдаленных районов с большим опозданием, то появление в горах новых газет можно отнести к разряду знаменательных событий". Из-за отсутствия ретрансляторов в горные районы не доходят телесигналы ни местных, ни центральных телекомпаний. На сегодняшний день в Чечне помимо этих новых изданий, выходят три республиканские и 11 районных газет, функционируют две государственные телекомпании и около 10 районных телестудий.

27 октября

В МВД России подтвердили задержание десятерых молодых людей по подозрению в незаконном распространении листовок провокационного содержания в московском метрополитене. Среди задержанных - двое студентов МГТУ имени Баумана и восемь неработающих москвичей 18-19 лет. По словам молодых людей, информацию о распространения листовок за денежное вознаграждение в 150 рублей они нашли в Интернете. Листовки были получены от неизвестного мужчины на станции метро "Курская". Цель распространения листовок задержанные, по их словам, не знают. У них было изъято в общей сложности 1080 еще не расклеенных листовок. В отношении задержанных составлены административные протоколы. На черно-белой листовке формата А5 изображены предприниматель Борис Березовский, депутат Госдумы Сергей Глазьев, один из лидеров чеченских террористов Шамиль Басаев, член Комитета-2008 Ирина Хакамада и депутат Госдумы Владимир Рыжков. На листовке надпись: "Участники переговоров по уничтожению России". Листовки были наклеены на стекла вагонов.

28 октября

В Грозный доставлено новое типографское оборудование для одного из старейших республиканских изданий - "Грозненский рабочий". Новое оборудование позволит печатать газеты формата А-1, а также 8-полосные издания, чего до сих пор в республике не было. Появится также возможность печатать цветную продукцию. Монтаж и установку оборудования проведут специалисты из Рыбинска. Ожидается, что в скором будущем в республику будет доставлено также оборудование для печатания брошюр и книг в твердом переплете.

31 октября

Секретарь Совета безопасности Чечни Рудник Дудаев заявил, что "серия успешных спецопераций, проводимых федеральными силами и правоохранительными органами Чечни, а также неспособность боевиков открыто противостоять военным вынуждает лидеров незаконных вооруженных формирований перейти на путь ведения идеологической войны". Он назвал "частью пропагандистской кампании" растиражированное отдельными СМИ интервью, в котором содержится утверждение Шамиля Басаева о том, что Аслан Масхадов в течение трех месяцев жил у брата Ахмада Кадырова в Гудермесе. Р.Дудаев назвал также не соответствующими действительности утверждения Басаева о том, что тот постоянно пребывает в регионах России, где живет и лечится. "Это тоже часть плана идеологической атаки, преследующей цель запугать население, сковать силы правоохранительных органов и очернить их в глазах населения", - заявил Р.Дудаев.

Подготовлено по материалам Центра экстремальной журналистики, эксперта ЦЭЖ по Чечне и Ингушетии Тимура Алиева, информационных агентств "Интерфакс", ИТАР-ТАСС, РИА "Новости", газет "Известия", "Коммерсант", "Независимая газета", "Новая газета", "Время новостей", "Новые известия", радиостанций "Эхо Москвы", "Свобода", интернет-изданий "Страна.ру", "Регионы.ру", "ИА REGNUM" , "Кавказский узел" "Мемориала", "Росбалт", "Прима-ньюс", а также "Чеченпресс" и "Кавказ-центр".

Ноябрь 2004 г.

Автор: Илья Максаков; источник: Центр экстремальной журналистики (Москва)

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Lt feedback banner
Кнопки работают при установленных приложениях WhastApp и Telegram. Качественные фото для публикации нужно присылать именно через Telegram, с обязательной пометкой «Наилучшее качество». Видео также лучше отправлять через канал в Telegram. Каналы Telegram и WhatsApp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS.
Лента новостей

26 июля 2017, 19:41

  • Парламент Абхазии предложил поправки к соглашению об ИКЦ с Россией

    В ратифицированное сегодня парламентом Абхазии соглашение о совместном российско-абхазском информационно-координационном центре правоохранительных органов предложено внести ряд дополнений в целях "соблюдения паритета", сообщил сопредседатель Блока оппозиционных сил Аслан Бжания. Противники создания ИКЦ призывали устроить у здания парламента Абхазии акцию протеста, но она не состоялась.

26 июля 2017, 19:27

26 июля 2017, 18:51

26 июля 2017, 18:50

26 июля 2017, 18:24

Архив новостей