14 сентября 2004, 17:29

Беслан - как скрывали правду

- Мы многое видели, но мало что показывали, - так журналисты государственных телеканалов охарактеризовали свою работу во время трагедии в Беслане.

Не приходится сомневаться, что Кремль в очередной раз пытается скрыть правду о трагедии. Так же, как это было с захватом театра на Дубровке, так же, как было с подлодкой "Курск".

До последней минуты перед штурмом российские телеканалы передавали, что в школе 350 заложников, когда на самом деле их было более 1200.

Сколько там заложников, я знал уже через полчаса после приезда в Беслан. Люди сами подходили к репортерам. Российские тележурналисты тоже знали правду, но им было приказано передавать только официальные данные. "Для блага самих заложников".

Результат был, однако, противоположный. Когда террористы, которые смотрели телевизор в школе, узнали, что число заложников называется 350, они запретили пленникам пить воду...

Государственные каналы все время, пока школа была в руках террористов, находились в самых удобных для съемки местах. Снимать здание школы было позволено только им.

Группа Аркадия Мамонтова находилась рядом со спецподразделениями, внутри кордона. Но, хотя штурм начался около 13 часов, телеканал "Россия", для которого снимал Мамонтов, показала кадры штурма лишь час спустя.

Операторы канала "Россия" с самого начала передавали картинку из Беслана в Москву по спутниковому каналу. "Я был на первой линии. Мои кадры были уникальными, потому что западные операторы стояли гораздо дальше. Но риск был бессмысленным, большая часть моих съемок не увидела света. Чувствую я себя гнусно", - признался один из российских операторов.

Журналисты и редакторы получили указание как можно меньше показывать убитых и тяжело раненных. Через час после начала штурма агентство "Интерфакс" передало, что школа находится под контролем спецназа, что штурм закончился успешно. На самом же деле бои шли до самого вечера, перестрелка закончилась только около 23 часов.

Следующие несколько дней после штурма говорилось о тех раненных, которые выздоравливают, благодаря помощи, поступающей со всех концов России и со всего света. И только вскользь упоминалось о сотнях людей, которые ищут своих близких, о неразберихе в больницах, неопознанных трупах, отсутствии списков раненных.

Зато российским зрителям без конца повторялось, что единственный из оставшихся в живых террористов признался, что захват школы организовал Шамиль Басаев и непризнанный Москвой президент Чечни Аслан Масхадов.

"Ясно, что власть манипулирует всеми телеканалами, включая самый либеральный из них - НТВ", - говорит Олег Панфилов, директор Центра экстремальной журналистики, который составляет для ОБСЕ отчет о работе СМИ в Беслане.

"Журналистам даже было указано, какие слова они могут употреблять в своих репортажах, а какие - нет. Например, было запрещено произносить слово "Путин", когда показывались кадры жертв, кадры штурма и даже во время студийных комментариев".

Но не все СМИ позволили собой манипулировать. Отважно повели себя некоторые газеты и интернет-издания. Власти не понравилось и это, хотя печатающиеся в Москве ежедневные газеты читает малая горстка россиян (подчеркиваем, это мнение автора материала, а не редакции портала Hro.org). Главный редактор "Известий" Раф Шакиров попрощался с должностью. Официально ему ставили в вину, что номер "Известий", посвященный штурму, был слишком эмоциональным, фотографии раненных были шокирующими.

"Известия" - частная газета, формально решение о снятии с должности главного редактора принял хозяин компании. "Но тем самым Кремль недвусмысленно дал понять остальным СМИ", - говорит Олег Панфилов.

"Цензура теперь будет вводиться "тихой сапой", методом запугивания хозяев и инвесторов. Сейчас в России существует восемь-десять более-менее независимых ежедневных газет. Если Кремль преуспеет, к выборам 2008 года свободной прессы в России не останется".

Марчин Войцеховский

Перевод с польского - Юлия Середа

Опубликовано 13 сентября 2004 года

источник: Веб-сайт "Права человека в России"

Знаешь больше? Не молчи!
Lt feedback banner
Лента новостей

23 марта 2017, 20:53

23 марта 2017, 20:51

  • Сорвана конференция в защиту прав предпринимателей Волгограда

    Владельцы ларьков и киосков в Волгограде собрались сегодня на конференцию по защите своих прав, но заранее арендованное здание оказалось закрыто и под присмотром полиции. Предприниматели протестуют против того, что при принятии новой схемы нестационарных торговых объектов их точки оттуда исключили.

23 марта 2017, 20:02

  • 1 Проект правительственного городка в Тбилиси вызвал критику оппозиции и политологов

    Власти Грузии объявили сегодня о решении построить правительственный городок в районе Тбилиси, куда переедут все министерства. Страна находится в тяжелом экономическом положении, и власти должны решить первоочередные задачи, а не реализовывать второстепенные и дорогостоящие проекты, заявили несогласные с инициативой оппозиционеры и политологи.

23 марта 2017, 19:58

  • 1 Глава волгоградской полиции заявил о росте числа ДТП из-за плохих дорог

    Неудовлетворительное состояние улиц и дорог способствовали совершению более чем 1400 аварий, что на 25% больше, чем в 2015 году, заявил, выступая в облдуме, начальник ГУ МВД по Волгоградской области Александр Кравченко. Он также отметил сложность раскрытия преступлений, связанных с мошенничеством, и нехватку личного состава.

23 марта 2017, 19:35

  • Астраханское МВД: Томский выпрыгнул из окна во время допроса

    Заявивший о пытках в полиции Сергей Томский выпрыгнул из окна после дачи признательных показаний, говорится в ответе УМВД России по Астрахани на запрос "Кавказского узла". По данным ведомства, заявления на действия сотрудников полиции от Томского не поступало.

Архив новостей
Все SMS-новости
Персоналии

Все персоналии