24 февраля 2004, 18:58

Пресса в Грузии стала "слишком свободной"

Георгий Арвеладзе, пресс-секретарь президента Грузии Михаила Саакашвили, сообщил журналистам неприятную новость. Отныне для того, чтобы попасть на те этажи здания госканцелярии, где обосновались администрация президента и аппарат премьер-министра, им потребуются специальные пропуска. "Мы считаем неправильным, когда журналисты носятся по этажам без каких-либо ограничений", - Арвеладзе буквально слово в слово повторил фразу одного из сотрудников пресс-службы Эдуарда Шеварднадзе, сказанную полгода назад. Тогда "новый порядок" журналисты приняли в штыки. Сейчас - промолчали.

По большому счету удивляться нечему. Таковы новые правила игры. Свобода слова была удобна и выгодна, когда "демократическая оппозиция", протестуя против "диктатуры Шеварднадзе", боролась за власть. Теперь, когда власть завоевана, отношение к журналистам стало иным.

Сам Саакашвили со своей позицией, похоже, еще не до конца определился. То он уверяет, что свобода слова - главный союзник новой власти, то публично советует "не читать все грузинские газеты". Спикер парламента Нино Бурджанадзе обещает "лично встать на защиту свободы слова". Но тут же заявляет, что аналитическую передачу государственного телевидения "Тайм-аут", которую вела журналист Нато Ониани, закрыли поделом. За "тенденциозное освещение" политики властей.

Лидер социалистов Ираклий Миндели, один из оппонентов нынешней власти, подозревает, что одновременное закрытие вечерних политических ток-шоу сразу на двух телеканалах стало результатом давления "сверху". По его словам, хозяев телекомпаний "Мзе" и "Имеди" - банкира Вано Чхартишвили и небезызвестного Бадри Патаркацишвили - предупредили: если ток-шоу останутся в эфире, грузинских "олигархов" может ждать судьба Михаила Ходорковского.

Интересно, что "за компанию" такую же передачу закрыли и на безоговорочно лояльном власти телеканале "Рустави-2". Официальное объяснение - "подготовка новых проектов" и "забота о зрителе". Нельзя же в самом деле все время, даже в преддверии парламентских выборов, говорить о политике. Все это, конечно, не означает, что команда Михаила Саакашвили готова выпустить из рук такой эффективный и безотказный механизм воздействия на массы, как средства массовой информации (при условии, естественно, что деятельность правительства они не освещают "тенденциозно"). У новых грузинских властей остаются свои собственные - подконтрольные - СМИ, абсолютно надежные. В благодарность за участие в "революции роз" они фактически получили статус официальных - со всеми соответствующими привилегиями. Но и с неизбежными издержками.

Поразительно, насколько быстро некоторые журналисты, еще вчера бесстрашно обличавшие "режим Шеварднадзе" в западном объективистском стиле, выучили кондовую официозную лексику, до боли напоминающую телевизионных дикторов советских времен. Именно с такой елейной интонацией и такими выражениями часто освещается теперь деятельность президента и правительства. А в перерывах - новый "хит" грузинского телевидения. Трансляции чуть ли не в прямом эфире арестов чиновников, обвиняемых в коррупции.

Михаил Саакашвили называет телевидение "основным приоритетом" и берет под личный контроль работу государственной телерадиокорпорации. Ее руководителем вновь стал Заза Шенгелия, в свое время ушедший со своего поста в оппозицию к Шеварднадзе. Формально из-за того, что экс-президент на одном из заседаний правительства потребовал "нормально освещать события, так как Первый канал финансируется государством, это правительственное телевидение".

Между тем владельцы некоторых СМИ, чрезмерно сблизившихся с властью, понимают: превращение в официозный орган неминуемо приведет к потере зрительской аудитории. И пытаются - по мере возможности - сохранить лицо. А порой и сыграть в оппозиционность. Благо навыки еще не совсем утеряны.

В первую очередь это касается "Рустави-2". Падение рейтинга телекомпании после ноябрьских событий, в организации которых она сыграла значительную роль, признал даже ее генеральный директор и совладелец Эроси Кицмаришвили.

Газета "24 саати", входящая в единый пул с "Рустави-2", тоже пытается демонстрировать независимость, допуская порой некоторые "вольности". Но это скорее исключение из правил. Правило же - пропагандистские заголовки, которые могли бы украсить газету "Правда" эпохи позднего Брежнева: "Новая стратегия для новой энергетики", "О новом кабинете министров, кадровой политике и не только об этом", "Конституционное продолжение революции роз". Не забывают коллеги и о северном соседе: "Главная беда России - имперские мечты и имперские амбиции".

А кроме того, в каждом номере - огромные фотографии первых лиц, речи президента и даже новая рубрика - "Официоз". Под которой, к примеру, опубликованы "Распоряжение президента Грузии N 60" на грузинском языке и письма Саакашвили и Жвании Владимиру Путину и Юрию Лужкову - на русском. А другое издание - "Дилис газети" - отвела целых четыре полосы под программу нового кабинета министров Грузии. Хватит ли этого, чтобы завоевать благосклонность нового премьера Зураба Жвании?

Опубликовано 24 февраля 2004 года

Автор: Александр Иашвили, Тбилиси; источник: Газета "Известия"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Lt feedback banner
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и WhatsApp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложениях WhatsApp и Telegram.
Лента новостей

24 ноября 2017, 17:21

24 ноября 2017, 16:39

24 ноября 2017, 16:22

  • Открытие мечети в пригороде Майкопа запланировано на начало 2018 года

    Строительство мечети на 500 человек в пригороде Майкопа почти завершено, сообщило ДУМ Адыгеи. Мусульманам Краснодара, которые вынуждены ездить для молитвы в Адыгею, нужна своя мечеть, однако ее появление может привести к разногласиям внутри городской мусульманской общины, считают опрошенные "Кавказским узлом" эксперты.

24 ноября 2017, 15:09

24 ноября 2017, 15:05

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей