17 февраля 2004, 17:13

Ингушетия: чеченские беженцы пакуют чемоданы

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

"Приехали мы сюда в слезах, а теперь, через четыре года, в слезах уезжаем", - говорят люди. Грустное настроение царит в эти выходные в том, что осталось от лагеря чеченских беженцев "Барт" - одного из трех последних чеченских лагерей в Ингушетии. Палатки, в которых после начала второй чеченской кампании в октябре 1999 года ютилось до 6400 беженцев, разбираются одна за другой. Скромные пожитки беженцев складывают в грузовик, и семьи отправляются назад - в Чечню

"У нас нет выбора: власти объявили, что нам отключат газ и электричество, - поясняет 52-летний Апти Исмаилов, уезжающий в Грозный с женой и тремя детьми. - Но мы знаем, что в Чечне небезопасно. Люди исчезают по ночам бесследно". Его жена старается не плакать. Она благодарна "Врачам без границ" и другим неправительственным организациям, которые оказывали обитателям лагерей медицинскую и психологическую помощь. Беженцы покидают лагерь, в котором они прожили четыре года по 10-15 человек в палатке, но никто из них явно не рад возвращению на родину. "Здесь, по крайней мере, мы были в безопасности, - говорит Апти. - В Чечне еще неизвестно, чем все обернется. Мы будем жить в постоянной тревоге и дрожать, дожидаясь детей из школы".

Изощренные методы давления

Желая доказать, что в Чечне "ситуация нормализуется", Россия решила закрыть к 1 марта три лагеря, в которых еще в январе проживало 7 тысяч человек (всего в Ингушетии сейчас живет 70 тысяч беженцев; в 2000 году, в разгар военных действий, их там было 250 тысяч). Россия хочет, чтобы к президентским выборам 14 марта все забыли об этих лагерях: слишком уж явно говорят они о том, что большинство чеченцев абсолютно не верит пророссийской администрации, созданной в республике после прошлогоднего спектакля с "выборами". Власти утверждают, что никого не будут "заставлять" вернуться. Тем не менее они оказывают все более откровенное давление на 24 тысячи беженцев, живущих в самодельных лачугах, на фермах и брошенных заводах. Одновременно они оказывают нажим и на неправительственные организации, заставляя их перенести свою деятельность в Чечню. "Власти используют целый арсенал изощренных методов давления, чтобы заставить людей уехать, - говорит активист российской правозащитной организации "Мемориал" Ахмет Барахоев. - Они посылают в лагеря агитаторов, которые под видом советчиков говорят беженцам, что им лучше уехать, если они не хотят, чтобы с их детьми случилось несчастье. Еще они говорят, что те, кто раньше вернется в Чечню, получат более щедрую компенсацию, а те, кто останется, будут считаться чеченскими боевиками. Последнее средство - отключение газа и электричества". К этим угрозам здесь относятся тем более серьезно, что в последнее время, как отмечает активист одной из западных гуманитарных организаций, Ингушетия явно "чеченизируется". Здесь произошла целая серия похищений людей. Ингушам пришлось привыкнуть к тому, что здесь, как и в Чечне, на перекрестках их могут обыскать люди в камуфляже.

Жить спокойно

В Назрани (столице Ингушетии) власти снесли только что построенные беженцами фанерные домики, а сотням семей, уже давно жившим в городе, отключили газ. "Теперь мне уже все равно, где жить, - вздыхает 33-летняя Марьям. - Конечно, мы хотим вернуться. Проблема в том, что там нам негде поселиться. Наш дом разрушен, а ничего другого нам не предложили". В Чечне пункты временного размещения переполнены. Восстановлению, о котором объявили российские власти, подлежат в основном только административные здания. Некоторым беженцам, в том числе семье Исмаиловых, предложили на три месяца компенсировать аренду комнаты в Грозном, пока они будут отстраивать разрушенный дом. Но многие беженцы не имеют и такой перспективы. Надломленные двумя войнами и четырьмя годами жизни в изгнании, беженцы уже не говорят о политике, а тем более о независимости. "Я больше не люблю свою страну", - говорит вдова, которая надеется еще пожить в лагере "Барт", пока это будет возможно. "Единственное, чего мы сегодня хотим - это жить спокойно, быть в безопасности, - повторяет она и добавляет: - Скажите Путину, чтобы вывел свои войска из Чечни, и тогда мы тут же с удовольствием вернемся".

Лорэн Милло.

Опубликовано 16 февраля 2004 года.

Перевод - веб-сайт "ИноСМИ.ру"

источник: Газета "Liberation"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

24 апреля 2024, 04:27

24 апреля 2024, 03:28

  • Юристы оценили перспективы наказания для Цакаева

    Генералу Алихану Цакаеву должно грозить административное и уголовное наказание, но в результатах проверки главного управления МВД по СКФО не зафиксирована попытка наезда на силовиков, которая видна на видеозаписи, и это ставит под сомнение возможность привлечь Цакаева по статье о покушении на правоохранителей, указали юристы. Никакие обвинения против Цакаева выдвинуты не будут, уверен президент Ассамблеи народов Кавказа Руслан Кутаев.

24 апреля 2024, 02:29

24 апреля 2024, 01:30

24 апреля 2024, 01:06

  • Ростовские тюремные врачи пытаются убедить суд в ненадежности потерпевших

    Сотрудники ростовской туберкулезной больницы ФСИН, которые обжаловали приговор по делу о пытках пациентов, назвали недостоверными показания потерпевших, сославшись на их заболевания, сообщил адвокат Рустам Ханмурзаев. Диагнозы потерпевших не дают оснований для отмены решения суда, указал правозащитник Олег Сокуренко.

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей