27 января 2004, 19:48

Переворот в прямом эфире

В воскресенье в Грузии прошла инаугурация Михаила Саакашвили. К власти он пришел благодаря бархатной революции, в которой едва ли не главную роль сыграла телекомпания "Рустави-2". Теперь она расплачивается за свою победу.

За несколько дней до государственного переворота в программе "Ночной курьер" на популярном телеканале "Рустави-2" транслировался полуторачасовой документальный фильм о свержении режима Слободана Милошевича в Югославии. Авторы фильма рассказывали о действиях югославской оппозиции, недовольной проведенными в стране выборами. Яркие выступления оппозиции, митинги, марши протеста, флаги - сжатый кулак на белом фоне, люди, скандирующие: "Доста е!" ("хватит, довольно!"). В ту же ночь в эфире "Ночного курьера" выступали ведущие аналитики страны и лидеры оппозиции, которые обсуждали фильм и сравнивали югославские события с грузинскими. На следующий день на площади Руставели, где продолжался митинг противников президента Шеварднадзе, появились почти такие же флаги - сжатый кулак на оранжевом фоне. Такая же символика появилась на куртках молодых людей, а к вечеру большая часть площади уже дружно выкрикивала: "Кмара!" ("хватит, довольно!"), сжав поднятые вверх кулаки.

Вообще-то, как уже писала "Власть", радикальное молодежное движение под названием "Кмара" - калька с сербского молодежного движения "Отпор" - было создано в Грузии еще весной прошлого года. Но именно фильм, показанный по "Рустави-2", продемонстрировал Грузии, как именно надо бороться с властью. Абсолютно по югославскому сценарию в Тбилиси со всех уголков страны потянулись демонстранты. Марши протеста, с которых из разных точек Грузии выходили в эфир журналисты "Рустави-2", должны были показать, что назад пути уже нет: за акцией должна последовать развязка. Так и вышло. Через несколько дней оппозиция ворвалась в здание парламента Грузии, и вся страна, наблюдающая за событиями в прямом эфире по "Рустави-2", увидела, как рослые охранники испуганно утаскивают с трибуны президента Эдуарда Шеварднадзе. Именно каналу принадлежит название "революция роз". Позорный уход старого президента и победоносное появление нового - заслуга, прежде всего, "Рустави-2".

Частная телекомпания "Рустави" была создана 1 июня 1994 года в городе Рустави, но спустя год была закрыта из-за отсутствия лицензии на вещание. Спустя год лицензию восстановили. В 1996 году "Рустави" начала работу в Тбилиси (тогда она и стала "Рустави-2") и вскоре снова лишилась лицензии: власти опять утверждали, что компания не имеет права на вещание, поскольку зарегистрирована в качестве информационного и рекламного агентства. Последовало несколько судебных разбирательств, и в конце концов лицензия вновь была возвращена.

Говорят, что уже после этого один из совладельцев компании, ссылаясь на ее популярность, очень просил у Шеварднадзе частоту, на которой транслировались программы "Первого канала" из Москвы. Существовавшая тогда независимая комиссия по связи активно поддержала руководство канала, но Шеварднадзе выступил против. У канала, таким образом, были основания не любить президента. И он его не любил: резкие разоблачительные выступления "Рустави-2" очень быстро сделали его по-настоящему популярным. К тому же в 1997 году, несмотря на сопротивление так называемой пророссийской партии, группа прозападных молодых политиков во главе с Михаилом Саакашвили пробила закон, обязывающий ведущие российские телекомпании, вещавшие на территории страны, платить налоги от рекламных доходов в бюджет Грузии, а не России. В результате ОРТ, НТВ и РТР прекратили вещание на Грузию. С тех пор жители Грузии могут смотреть российские каналы только по кабельным сетям. А для "Рустави-2" начался золотой век: канал совместно с гостелевидением Грузии перераспределил весь рекламный рынок страны (сейчас это $2-3 млн в год). Деньги в масштабах Грузии немалые, особенно если учесть, что количество сотрудников "Рустави-2" не превышает 50 человек. Вскоре "Рустави-2" получил американский грант в $500 тыс., давший возможность улучшить качество вещания и покрыть значительную часть территории страны. В редакции появились американские специалисты, обучавшие журналистов западной тележурналистике, маркетингу и менеджменту. Канал стал первой грузинской телекомпанией, вещающей через спутник. Передачи можно было принимать в Европе и на Ближнем Востоке.

Популярность компании, яростно критикующей власть, продолжала расти. Когда на канале стали выходить сатирические анимационные сериалы "Дардубала", высмеивающие президента Шеварднадзе, недовольство властей достигло апогея. Но в тот момент сделать что-либо с неподконтрольным телеканалом было уже невозможно: с 1998 года "Рустави-2" вышел на первое место по уровню популярности у телезрителей.

Впрочем, попытки надавить на компанию предпринимались. Летом 2001 года в собственной квартире был убит самый популярный телеведущий "Рустави-2" Георгий Саная. Убийца, задержанный через несколько месяцев, оказался сотрудником МВД Грузии. Осенью того же года МГБ Грузии попыталось провести выемку финансовых документов в компании, обвинив ее гендиректора и совладельца Эроси Кицмаришвили в сокрытии доходов. "Рустави-2" выжал из этого события все, что мог: канал вел прямую трансляцию обыска. На защиту компании вышли несколько тысяч человек, в основном студенты, потребовавшие отставки Шеварднадзе. Дело закончилось полной отставкой правительства Грузии. С того дня отношения власти и телекомпании "Рустави-2" превратились в настоящую войну. Война завершилась бархатной революцией.

В Грузии практически все уверены, что если бы не "Рустави-2", сформировавшая в массовом сознании образ врага, последний грузинский кризис мог бы завершиться заурядной сделкой. Как говорят сейчас многие грузинские аналитики, даже после откровенно сфальсифицированных результатов выборов лидеры оппозиции были к такой сделке морально готовы. Все помнят, что Михаил Саакашвили, Нино Бурджанадзе и Зураб Жвания неоднократно встречались с Эдуардом Шеварднадзе, госминистром Автандилом Джорбенадзе, пытаясь найти компромисс. Но на пути компромисса встала телекомпания "Рустави-2".

После каждой встречи между лидерами оппозиции и властями журналисты телеканала в своих авторских программах и ток-шоу практически прямо говорили, что превратят оппозиционеров в "политические трупы", если те используют "наивную и чистосердечную доверчивость народа для сговора с преступным режимом Шеварднадзе". Канал открыто призывал к революции. И к началу ноября противники Шеварднадзе сформулировали свою позицию определенно - "ни шагу назад". В те дни "Рустави-2" был едва ли не единственным каналом, занимавшим революционную позицию явно. Остальные независимые телекомпании работали, старались не становиться ни на чью сторону и избегали каких бы то ни было провоцирующих высказываний.

На "Рустави-2", пожалуй, даже гордились своей пристрастностью. Журналисты канала в интервью и комментариях открыто признавали, что используют влияние СМИ, чтобы подготовить общественное мнение к необходимости свержения старого строя и началу новой политической эпохи. "Я не буду объективна, - говорила в эфире программы "Ночной курьер" ее ведущая и руководитель информационной службы канала Эки Хоперия. - Какая может быть объективность, когда тысячи людей стоят на морозе и под дождем, требуя шанса на будущее и добиваясь осуществления последней надежды - отправить в прошлое опостылевшую власть!".
 
Однако сейчас эйфория первых послереволюционных дней начинает проходить. Общественные опросы в Грузии уже показали, что рейтинг доверия к каналу, который всегда считался независимым, за последние два месяца заметно упал. Рядовые зрители уже заметили, что после ноябрьских событий сюжеты на "Рустави-2" стали осторожными, что тот самый молодой задор, который привлекал к экрану тысячи людей, исчез, да и сенсационным репортажам о жизни власть имущих на фоне умирающей в нищете страны на канале вроде как уже не место.

Признает свое профессиональное поражение и Эроси Кицмаришвили, заявивший журналистам, что причастность "Рустави-2" к смене власти в стране обернулась для канала потерей доверия телезрителей. Кицмаришвили обещает исправить ситуацию: "Канал намеренно занял антиправительственную позицию ради того, чтобы убрать систему, которая, по его мнению, хотела погубить "Рустави-2". Мы освещали события в Тбилиси однобоко, теперь будем стараться восстановить доверие телевизионной аудитории за счет критики нового правительства".

Конечно, творческий коллектив постарается вернуться на утраченные позиции, и новые власти ему, вероятно, поначалу будут даже помогать: новому президенту придется это делать, чтобы никто не начал сравнивать его с предшественником. Но маловероятно, что телеканал с прежней страстью будет критиковать новое правительство, которое он же и привел к власти, а значит, не будет и прежней популярности, и, скорее всего, "Рустави-2" придется смириться с ценой, которую он заплатил за политическую победу.

Опубликовано 26 января 2004 года

Автор: Ольга Алленова, Мамука Ревазишвили; источник: Журнал "Коммерсантъ-Власть"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Lt feedback banner
Кнопки работают при установленных приложениях WhastApp и Telegram. Качественные фото для публикации нужно присылать именно через Telegram, с обязательной пометкой «Наилучшее качество». Видео также лучше отправлять через канал в Telegram. Каналы Telegram и WhatsApp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS.
Лента новостей

27 июля 2017, 03:30

  • В суде по делу "ростовских амазонок" озвучены обстоятельства убийства Павла Кулькова и Натальи Кристи

    На проходящем в Ростове-на-Дону процессе по делу "ростовских амазонок" озвучены показания свидетелей и представлены данные экспертизы об оружии, которое использовалось при убийстве жителей Новочеркасска Павла Кулькова и Натальи Кристи. У "амазонок" в ночь убийства была мелкокалиберная винтовка и обрез 16 калибра, заявила подсудимая Инесса Тарвердиева. По данным экспертизы, на месте были обнаружены пыжи и картечь 12- калибра.

27 июля 2017, 02:00

  • С процесса по делу "Сасна Црер" удалены шесть адвокатов

    Судья на процессе по делу 14 членов отряда "Сасна Црер" удалил с заседания шестерых адвокатов. Кроме того, были удалены из зада суда двое обвиняемых. Поводом для принятия санкций стал отказ адвокатов предоставить для осмотра свои портфели, споры о возможности пронести в зал заседаний воду для питья, а также попытки обвиняемых выступить с заявлениями, передает корреспондент "Кавказского узла".

27 июля 2017, 01:00

  • Член Правозащитного совета Волгограда задержан по делу о коммерческом подкупе

    Член Правозащитного совета Волгограда, руководитель Ассоциации по защите прав потребителей Волгограда Юрий Гольдер задержан сотрудниками правоохранительных органов при получении денег от бизнесмена, сообщил руководитель совета Темур Кобалия. Коллеги Гольдера связывают его уголовное преследование с правозащитной деятельностью.

27 июля 2017, 00:01

26 июля 2017, 23:59

Персоналии

Все персоналии

Архив новостей