24 мая 2003, 19:40

Почему мы отстаем в информационно-компьютерной сфере?

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Прежде, чем начать разговор о сегодняшних проблемах страны в области телекоммуникации, познакомимся с нашим собеседником. Абдул Гахраманзаде - ученый-кибернетик, автор шести монографий. В разные годы он был преподавателем Технического университета, министром связи Азербайджана, экспертом Международного телекоммуникационного союза ООН, научным руководителем и директором Учебного центра телекоммуникации программы ТАСИС Евросоюза и национальным экспертом проекта Программы развития ООН (ПРООН) "Развитие ИКТ в Азербайджане".

- Руководители Министерства связи говорят о больших успехах телекоммуникационной отрасли Азербайджана. Действительно, в первом квартале этого года перевыполнены планы тарифных поступлений, налоговых выплат и перечислений в госфонд социальной защиты, а удельный вес электронных АТС в стране достиг 42 процентов.

- На 34-й странице статистического сборника СНГ за 2002 год показано, что по количеству пользователей Интернета Азербайджан находится на 10-м месте. У нас на каждые 10 тысяч жителей приходится в среднем 32,13 человека, использующих возможности Интернета. Для сравнения: в Армении Интернетом пользуются в среднем 142,5 человека. Поэтому я считаю, что Азербайджан переживает только начальную стадию развития информационно-компьютерных технологий (ИКТ).

- Что тормозит это развитие?

- В нашей стране нет утвержденной парламентом государственной концепции развития телекоммуникаций, Министерство связи не создало цифровой сети передачи данных (Data Network), у него не налажены продуктивные отношения с научными и учебными организациями.

Зачем сравнивать с Арменией, если есть примеры куда приятней? Посмотрите на Узбекистан: в этой стране не министерство связи, а агентство связи и информатики. Там действует специализированный университет информационных технологий, у нас же только факультет радиотехники и связи в Техническом университете. В Узбекистане действует государственный проектный институт "Гипросвязь", у нас проектно-конструкторское бюро при городской телефонной сети. В агентстве связи и информатики Узбекистана функционирует не отдел инвестиций, как в нашем Минсвязи, а Центр привлечения иностранных инвестиций и льготных кредитов. Наконец, в кабинете министров Узбекистана есть пост заместителя председателя кабмина по связи и информатике. При правильной постановке дела, предоставлении частному бизнесу всех условий для их развития наши фирмы могли бы стать экспортерами программных продуктов. В нашей стране должны быть приняты законы, создающие юридическую базу телекоммуникационной отрасли экономики, в Минсвязи пора произвести структурные изменения, создать производственную основу для ИКТ и многое другое. В стране начал работу проект ПРООН создания национальной стратегии развития телекоммуникации, но Минсвязи, как видно, недостаточно сотрудничает с этим проектом, поэтому работы в рамках проекта выполняются не так быстро, как хотелось бы. Не случайно исполнение этого проекта было поручено не Министерству связи, а Госкомиссии по приему студентов. Я объясняю это слабой технической политикой Минсвязи за последние 10 лет. Думаю, есть необходимость в организации независимого регулятора этих процессов - Инфокоммуникационного союза Азербайджана.

- Как вы оцениваете кадровый потенциал в нашей сфере ИКТ?

- У нас есть профессиональные кадры. Достаточно сказать, что в Национальной академии наук Азербайджана работает 4 института: кибернетики, информационных и телекоммуникационных технологий, космических исследований и физики. С 1962 года в Техническом университете готовят связистов, много специалистов в Министерстве связи. К сожалению, у нас нет специализированного университета телекоммуникации и информатики, но на факультете прикладной математики Бакинского госуниверситета, факультете ФАП и информатики Нефтяной академии и двух факультетах Технического университета много лет готовят кадры сферы ИКТ. Особенно много сделали в подготовке кадров для регионов в Бакинском научно-образовательном центре. Кстати, о регионах. Может, самое слабое звено наших ИКТ-программ - это регионы. В селах телефонизация в три раза хуже, чем в Баку, к тому же из-за нестабильной работы сельской электросети региональные АТС функционируют тоже неустойчиво. Важный фактор неразвитости наших ИКТ - дороговизна персональных компьютеров. На стоимость импортных машин накладываются расходы на их доставку, "растаможку" и т.д., а у нас компьютеры не производят. Между тем, в Азербайджане были производственные мощности заводов Billur, Azon, EHM, радиозавода, есть конструкторские бюро наших НИИ. Если мобилизовать возможности этих предприятий, можно наладить в Азербайджане производство персональных компьютеров по примеру Китая и Южной Кореи. Учтите благоприятное положение с программным обеспечением в Азербайджане, опыт наших сборочных цехов. Наши компьютеры можно производить по себестоимости в три раза ниже, чем стоят импортные. Кроме того, это позволит создать много новых рабочих мест.

- Что мешает активной реализации таких возможностей?

- Кроме объективных причин, о которых я уже сказал, есть и субъективные. Я имею в виду государственного монополиста в сфере связи - Министерство связи. Беда в том, что это ведомство является одновременно государственным управляющим органом, законодательной базой в области связи, монопольным владельцем государственных предприятий и проводником технической, правовой и тарифной политики государства. О какой конкуренции можно говорить в этом случае?Выход из сложившейся ситуации есть. Он в создании независимого республиканского координирующего центра. Например, в виде Инфокоммуникационного союза Азербайджана. Этот союз мог бы заниматься законотворчеством, международными связями, технической политикой, лицензированием и тарифными проблемами, при этом он никогда не стал бы оператором, не имел бы собственных хозяйственных интересов. Только с помощью такого союза частные провайдеры и операторы освободятся от давления монополиста.

- В свое время было много обещаний об улучшении связи после прокладки трансконтинентального фиброоптического кабеля. Почему же тогда после завершения работ по ТАЕ не облегчилось подсоединение наших провайдеров к Интернету?

- Есть несколько причин. Вся наша абонентская база интернет-пользователей зависима от Министерства связи. В управлении телекоммуникацией республики не проведены структурные реформы. Не обеспечено развитие частного сектора в телекоммуникационной области. В стране низкая покупательская способность, соответственно, очень немногие могут купить себе персональный компьютер. Минсвязи не предоставляет фиброоптический кабель в доступную по цене аренду. До сегодняшнего дня оно не создало необходимую для современного развития Интернета цифровую информационную сеть. Частотные диапазоны 2,4-2,483 Кгц, в Европе предоставляющиеся без лицензии, наше Минсвязи разрешает для пользования только после выдачи лицензии. В стране не созданы широкие возможности для использования беспроводного Интернета. Если бы не эти проблемы, наша страна могла бы стать лидером в сфере информационно-компьютерных технологий не только среди стран СНГ.

Опубликовано 1 мая 2003 года

источник: Газета "Зеркало" (Азербайджан)

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

29 марта 2024, 09:49

29 марта 2024, 09:12

29 марта 2024, 08:30

29 марта 2024, 07:42

29 марта 2024, 06:46

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей