11 марта 2003, 13:12

Культура завтрашнего дня закладывается в провинции

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Мы постоянно говорим о реформах. Реформах в армии, в ЖКХ, в школе, даже в выборной системе. И практически никогда не обсуждаем необходимость таковых в культуре. Остаточный принцип финансирования духовных потребностей, доставшийся нам от социализма, привел к тому, что есть. То есть к интервенции псевдокультуры. И тем не менее не все смотрят на ситуацию, сложившуюся с культурой, с пессимизмом.

Очевидно, что в последнее десятилетие наше общество переживает период упадка культуры. Тому причина объективная. Любые (даже бархатные) революции, прежде всего, бьют по создателям нематериальной сферы нашего бытия, в обязательном порядке любыми революционерами низвергаются бытующие духовные, социальные и нравственные установки. Общество в такие периоды выносит для подражания неустойчивые типажи, как правило, агрессивно-ограниченные, которые по своим корням либо были удалены от любой культуры, либо отрицали сложившуюся.

Но, слава Богу, мы прошли самый разрушительный этап, когда образцом для многих стал "новый русский", а жестом элитарности ? растопыренные пальцы. Мы оттолкнулись от дна, начали всплывать, и вот тут оказалось, что толща беспросвета над нами гораздо больше, нежели думали, ибо эти годы она не оставалась константой, а увеличивалась и низкопробными (если не сказать жестче) фильмами, и отупляющими ток-шоу, заполонившими телевидение, и кланово-однообразной до безголосья эстрадой, и коммерчески-однотипными и далекими в большинстве своем от литературы сочинениями, и вызывающе бездушной живописью, и какой-то не поддающейся стилевой характеристике архитектурой.

Говорю это, отнюдь не порицая общество (нас всех вместе и порознь), а лишь констатируя объективную данность: здесь мы живем.

Кому-то в этой толще китча и пошлости ? прелестно. Кто-то задыхается и, как всегда после потрясений, начинает выгребать к свету. Процесс этот непрост и нелегок еще и потому, что истинные творцы культуры только-только начинают улавливать думы и чаяния общества, которое в свою очередь тоже с трудом выходит из шока и начинает отряхиваться.

Каковы же эти чаяния?

Между двумя праздниками ? новогодней ночью и Рождеством я прочел сборник "Из русской мысли о России" (кстати, вышедший не в столице, а в Калининграде). Признаться, такой концентрации размышлений о России и ее предназначении в этом мире людей известных видеть не доводилось (я присоединяюсь к преамбуле Валентина Распутина, предваряющей содержание). В книге собраны статьи или отрывки из оных философов, писателей, ученых, общественных деятелей двух последних столетий от Чаадаева, Гоголя, Пушкина до Льва Толстого, Леонтьева, Павлова, Флоренского, Шульгина?

Я сделал немало закладок, читая ее и все более убеждаясь в провидчестве мысли. И в искренней и незыблемой вере в божественную предназначенность России, народа, которому не случайно даны гигантские просторы Европы и Азии и слияние множества языков и знаний.

Многонациональному народу этому дано было также еще одно, для многих спорное качество. Это глубинная вера в чудо. Будь то чудо, дарованное щукой или золотой рыбкой, или же случайным полетом стрелы? По этой причине в начале минувшего десятилетия было модно ругать народ российский, обвиняя его в ментальной лености да расхлябанности. А ведь эта вера в чудо - лишь фольклорное отражение глубинной духовной изначальной веры в Бога, ибо только для Бога чудеса являются обыденным делом. А потому и лягушка может в красавицу обратиться, и печка сама поехать? Отчего же плохо полеживать на такой?..

Вот эта абсолютно не прагматичная, но ощущаемая иноземцами Вера, вот эта связь с Богом и была и есть предмет столкновений мыслителей. Она же была и есть первопричина особости российского народа, который никогда не любит (и, думаю, не полюбит) прагматичность демократии (власть выдвинутую) и всегда будет благоговеть перед властью данной. Поэтому он всегда ждал и ждет и ныне от власти чудес, ибо надеется всегда, что таковая от Бога, а значит, способна на чудеса. Поэтому помазанник Божий (монарх) или же мессия, пусть даже самозванец (Григорий Распутин), в России всегда будет востребованнее и понятнее гениального менеджера (Чубайс).

Народ с таким менталитетом не может быть равнодушным к тонкой материи, к духовности, а значит, к искусству. Он и сам творит в широчайшем диапазоне: от анекдота до притчи. Творит буднично, незатейливо. Он же и хранит. Он же и востребует?

Почему на эстраде в последние годы стали перепевать старые песни? Потому что стало очевидно: уровень нынешней эстрады - никудышный. Возврат в прошлое в культуре ? это необходимость восстановить прерванную связь. Очевидно, что, "открывая Америки", можно обрести лишь географические просторы, но не цивилизацию. В таком случае надо ли их открывать, достаточно проблем от одной, открытой?

Сегодня подвижники начали процесс латания бреши, через которую на нас обрушилась лавина далекого от культуры и духовности товара. И этот процесс более заметен и эффективен в провинции.

Столица одержима погоней за "золотым теленком", она пока в шабаше, ибо она первая приняла убийственную дозу китч-культуры, быстро научилась подражать и, пережевав, выдавать в виде товара. В ней более всего подорвана глубинная вера, отчего и нынешний российский министр культуры (по совместительству топ-шоумен) в интервью газете "Аргументы и факты" безапелляционно заявляет: "В наше время произведений искусства, которые не просто интересно, а именно важно прочесть, увидеть или прослушать, создается единицы, а возможно, не создается вообще", еще раз подтверждая, насколько "далеки они от народа"? И понятно, что пока культурой будут заниматься по должности, но не по вере и желанию, не стоит надеяться на поддержку того, что зарождается в провинции, где создаются пусть не шедевры, но весьма необходимые и интересные произведения. В шестидесятые годы прошлого века именно с провинциальным подходом в мировую культуру вошел кинорежиссер Феллини?

Тяжелая на подъем, консервативная провинция дозу ощутила в основном через телевидение, "черное око". Неторопкость и вера в чудо в большей мере, чем в себя, позволила здесь подрастающему провинциальному поколению кое-что внушить из проверенного веками? И это новое поколение, и предыдущие затребовали свой товар и стали понемногу из своей среды выдвигать вещателей их чаяний?

Таким образом, на сегодняшнем этапе столица и провинция поменялись местами, будущее вызревает нынче вдали от столичного ритма. Но придет время, и, естественно, столица сконцентрирует, соберет творцов, ибо на сегодня она является гигантским коммерческим центром. Вопрос лишь в том, как быстро менеджеры от искусства ощутят новые реалии потребностей и как скоро эти потребности охватят достаточные для бизнеса массы потребителей?

Это не лучший вариант развития культуры, но не думаю, чтобы столица добровольно отказалась от концентрации финансов. Да и профессиональные творческие структуры в провинции практически исчезли или находятся в формально наличествующем состоянии. Они нуждаются в иных формах.

В знакомом мне литературном сообществе давно уже назревала необходимость реформирования творческого союза, изменения его качественного состава. Провинциальные отделения Союза должны стать своеобразными литературными лабораториями и агентствами одновременно, помогая талантливым и продвигая на рынок достойные произведения. Они должны иметь и госзаказ, оплачиваемый из бюджета, и независимый коммерческий сбыт, функция приема в члены (одна из главных на сегодня) должна отойти на задний план, пока этот профсоюз не восстановит утраченные функции юридической и финансовой поддержки.

В течение двух лет плотно занимаясь чтением рукописей литераторов Ставропольского края, я могу с уверенностью заявить: у нас немало авторов, которые вполне могут быть "властелинами душ". Совершенно очевидно: рождается новая поэтическая школа. Очень разная по стилю, интонации. И необычайно интересная. Елена Гончарова, Игорь Паньков, Денис Яцутко, Станислав Ливинский, Александр Якимов ? эти имена малознакомы читателю лишь по одной-единственной причине: у них нет выхода к аудитории. Но те, кто знаком с их стихами, убеждены ? это поэзия 21 века.

Не оценены пока и плоды творчества ставропольских прозаиков. Но я убежден, пройдет не так много времени и свое место в литературном процессе края займет и последний исторический роман ныне покойного ставропольского писателя Анатолия Лысенко "Быстрые волки". Я убежден: дойдут до широкого читателя фантастический роман Андрея Гатило "Тень дракона", исторический роман Николая Ляшенко "Пробуждение чувств" и многие другие произведения ставропольских авторов.

И поверьте, они не уступают ни по увлекательности, ни по мастерству книгам, выходящим сегодня в столице.

У меня нет ностальгии ни по сталинским, ни по социалистическим временам. По сталинским, очевидно, потому, что я не жил в то время. По социалистическим - оттого, что на них выпали самые активные годы моей жизни, достаточно жестко регламентированные тогдашней властью. Но у меня есть ностальгия по пониманию любой властью необходимости поддержки духовного и идеологического климата в обществе.

В последние годы в крае издается немалое количество всяческих сочинений различного качества. Определенную долю в их числе занимает так называемая литература, созданная по заказу или с помощью власть имущих. Но этот ручеек сегодня не имеет ни очевидного русла, ни требуемой чистоты. А ведь в крае есть и достаточно мощная писательская община, и интересное человеческое сообщество с непростыми, требующими художественного осмысления проблемами. Сообщество, нуждающееся в своих идеалах.

Вот потому я уверен: процесс должен начаться с провинции. Здесь меньше будет ущемленных (а они обязательно будут, ибо наплодили за минувшие годы немало не только хороших писателей, но и высокопрофессиональных мастеров халтуры), здесь легче будет преодолевать прессинг спроса. Подобных реформ требуют и остальные, пока униженно прозябающие в нищете и не стыдящиеся этой самой нищеты, творческие союзы, да и в целом чиновничья структура управления культурой.

Мы стоим в самом начале, надеюсь, созидательного пути. Верю в это так же, как верили в свое время просвященнейшие россияне. Не скор этот процесс, но он уже начался?

Опубликовано 5 марта 2003 года

источник: Газета "Ставропольская правда"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

28 марта 2024, 23:54

28 марта 2024, 22:55

28 марта 2024, 22:00

  • День возрождения балкарского народа прошел без массовых мероприятий на фоне теракта в "Крокусе"

    Минкультуры Кабардино-Балкарии объяснило отмену развлекательных мероприятий по случаю дня возрождения балкарского района терактом в "Крокус Сити Холле". Жители республики рассказали, что в этом году воздержались от празднования в связи со случившимся в Подмосковье. Для возрождения балкарского района необходим рост численности, который замедлен из-за оттока сельчан в города, подчеркнули активисты.

28 марта 2024, 21:02

  • Журналист Асланов потребовал ответа от прокуратуры на свои жалобы

    Осужденный за госизмену журналист Полад Асланов обратился к генеральному прокурору Азербайджана, потребовав выдать ему решения о прекращении уголовных производств по двум его жалобам, которые необходимы для обращения в ЕСПЧ. Журналист также пожаловался на отсутствие медицинской помощи, рассказала его супруга.

28 марта 2024, 20:19

  • Черкасов назвал бесчеловечным обращение с Орловым*

    Правозащитнику Олегу Орлову*, осужденному за дискредитацию армии на 2,5 года колонии, создают помехи в ознакомлении с материалами дела и не позволяют конфиденциально беседовать с адвокатом. Ежедневные поездки в суд сказываются на его здоровье, что мешает готовиться к апелляции, рассказал Александр Черкасов.

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей