18 декабря 2002, 12:12

О нарушении свободы слова на примере ситуации с газетой "Ени Мусават"

Общая ситуация
Кампания против газеты "Ени Мусават"
"Ени Мусават" как мишень длительной кампании властей
Рекомендации

После отмены цензуры в Азербайджане в августе 1998 г. основным рычагом давления на независимые СМИ стали судебные иски от различных государственных чиновников с предъявлением требований закрытия газет, возбуждения уголовного преследования против журналистов, наложения значительных сумм штрафов.

В предлагаемой справке мы не ставим своей задачей сделать полный обзор вопиющих, но единичных случаев нарушений свободы прессы, включая похищения журналиста в Нахичевани, избиение журналистов и нанесение им увечий, заключение их под стражу. Мы считаем необходимым остановиться на анализе лишь одного, сформировавшегося и отработанного механизма давления на прессу с помощью зависимых судов.

Если в демократических странах с независимой судебной системой, основанной на уважении духа и буквы закона, судебные иски против СМИ рассматриваются на основе действующего законодательства и выносятся обоснованные судебные приговоры, то в Азербайджане судебные решения выносятся согласно указаниям вышестоящих чиновников. Это позволяет использовать суды как основной инструмент подавления свободы слова, вплоть до закрытия независимых и оппозиционных газет.

Зависимость судебной системы в Азербайджане от исполнительной власти неоднократно отмечалась в отчетах влиятельных международных организаций. В частности, в сентябре 2002 Парламентская Ассамблея Совета Европы отметила, что "the executive still exercises in Azerbaijan a predominant role. It expresses deep concern over the undue interference of the executive in the functioning of institutions. The Assembly particularly calls for a reinforcement of impartiality in the procedure of nomination of judges."

Общая ситуация

После проведения президентских выборов в октябре 1998 года были начаты несколько судебных процессов по искам высших государственных чиновников против оппозиционных газет "Азадлыг" и "Ени Мусават". К этим газетам были применено немыслимые для Азербайджана финансовые санкции (примерно $230 тыс.). В 1999 году процессы против журналистов, инициируемые главным образом правительственными чиновниками, приобрели еще больший размах, достигнув 20. Нам известен результат 11 из них: в 3 случаях СМИ выиграли, а в 8 случаях - проиграли. Как результат, описано имущество 3 СМИ.

По данным Комитета защиты прав журналистов "RUH", за 2000 год против журналистов и СМИ было подано 25 судебных исков. СМИ были оштрафованы на сумму 803,5 млн. манатов (около $175 тыс.), в то время как общая сумма требуемых исков с СМИ составляла 4.488.500.000 манатов (более $980 тыс.).

В 2001 г., по данным "RUH", против СМИ было рассмотрено по меньшей мере 30 исков против 21 газеты. Общая сумма штрафов составила 700 млн. манат (около $150 тыс.). Были закрыты 4 газеты ("Бакинский бульвар", "Фемида", "Этимад" и "Миллетин Сэси").

Есть обоснованное мнение о неполноте этой статистики. Согласно опросу, проведенному в 2001 г. Обществом защиты прав женщин им. Д.Алиевой, Обществом Гуманитарных исследований и Центром по образованию, демократии и развитию среди журналистов 17 СМИ, за три года с момента отмены цензуры 13 изданий подвергались судебному разбирательству 84 раза. Решения судов коснулись 48 сотрудников в 78 случаях. При этом результатами судов были: извинение и опровержение - 12, денежный штраф - 10, возбуждение уголовного дела - 11, закрытие издания - 5. Власти добивались исполнения судебного решения следующими путями: опись имущества - 5 случаев, опись имущества и наложение ареста - 6, арест банковского счета - 6, принудительное изъятие денег со счетов- 4, уведомление о принятом решении - 7. Ущерб, понесенный изданием в результате этих действий, оценили как незначительный - 3, ощутимый - 3, серьезный - 8, никакого материального ущерба - 3. Последствия, к которым привело исполнение судебного решения: никаких - 4, работа редакции дезорганизована - 9, редакция испытывает трудности (в выполнении своих функций - 4, материальные - 8, технические - 3, кадровые - 3). К закрытию издания привело: решение суда - 5, усилия полиции - 1, усилия исполнительных органов - 1, финансовый кризис вследствие ареста банковского счета - 1. Руководитель одной из газет ответил, что его издание не подвергалось судебному разбирательству за последние 3 года, но авторы исследования обнаружили решение суда за этот период.

Многие из опрошенных изданий не хранят архива по своим судебным делам, а другие убеждены в бесполезности хранения этих документов и даже не идут получать судебные решения по их делам.

Кампания против газеты "Ени Мусават"

Однако даже на этом драматическом фоне выделяется кампания властей против оппозиционной газеты "Ени Мусават". Практически одновременно, с 4 ноября по 13 декабря 2003 года, против этой газеты было подано 9 судебных исков:

1. Заместитель министра обороны М.Бейдуллаев обратился в Сабаильский районный суд с иском об оскорблении чести и достоинства против редакции, главного редактора Рауфа Ариф-оглы и сотрудников газеты Эльшада Пашасоя и Сабира Турана. Он требует оштрафовать газету на сумму 300 млн. манатов.

2. Бывший председатель Госкомимущества Надир Насибов обратился в Сабаильский районный суд с иском о закрытии газеты "Ени Мусават" сроком на 3 года и привлечения более 10 сотрудников газеты к уголовной ответственности.

3. Бывший заместитель председателя Госкомимущества Барат Нуриев также обратились в Сабаильский районный суд с иском о закрытии газеты "Ени Мусават" сроком на 3 года и привлечения более 10 сотрудников газеты к уголовной ответственности.

4. Вице-президент фирмы "Азерсун Холдинг" Ердем Юнус Ариф-оглы обратился с иском в Сабаильский районный суд с иском об оскорблении чести и достоинства и требованием извинений и привлечения к уголовной ответственности сотрудников и авторов Дунья Сакит и Атика Мамедова.

5. Вице-президент фирмы "Азерсун Холдинг" Ердем Юнус Ариф-оглы обратился в Сабаильский районный суд со вторым иском об оскорблении чести и достоинства к редакции газеты "Ени Мусават". Истец потребовал штрафа в рекордную за историю страны сумму 200 млрд. манат за удовлетворение морального и материального ущерба. Несмотря на то, что истец не представил в суд каких-либо доказательств, данный иск был принят в производство.

6. Вице-президент фирмы "Азерсун Холдинг" Ердем Юнус Ариф-оглы обратился с третьим иском в Сабаильский суд об оскорблении чести и достоинства к редакции газеты "Ени Мусават", на этот раз потребовав оштрафоватьгазету на 25 млрд. манат.

7. Глава исполнительной власти города Саатлы Ахмедов Гюльгусейн Алиахмед-оглы обратился в Сабаильский районный суд с иском об оскорблении чести и достоинства. Истец потребовал оштрафовать газету на сумму 20 млн. манатов.

8. Глава исполнительной власти города Сабирабад Агаев Абульфаз Юсиф-оглы обратился в Сабаильский районный суд с иском об оскорблении чести и достоинства. Истец потребовал оштрафовать газету на сумму 20 млн. манатов.

9. Офицер воинской части ?130 Министерства Обороны Азербайджанской республики, капитан Мамедов Намиг, обратился в Сабаильский районный суд с иском о распространении газетой "Ени Мусават" информации, наносящей оскорбления чести и достоинству, потребовать оштрафовать газету на сумму 50 млн. манат, а автора информации, данной на пресс-конференции, к 500 тыс. манатов.

Старт судебным заседаниям уже дан, и они начались с той же интенсивностью, как и подача исков. Так, 9 декабря Ясамальский суд удовлетворил иск А.Агаева и принял решение оштрафовать газету на сумму 3 млн. манатов. 10 декабря в Сабаильском суде состоялись подготовительные заседания по искам компании "Азерсун" и капитана Hамика Мамедова Эти суды возобновятся соответственно 23 и 27 декабря.

Как показывает анализ содержания и обстоятельств подачи исков, все они объединены общим замыслом:

1. По времени кампания судебных исков против "Ени Мусават" началась после публикации в газете подробнейшего материала о судебном расследовании в США по иску бизнесмена Кожени против семьи президента Азербайджана Гейдара Алиева.

2. Все иски поданы представителями государственных структур.

3. Суды, в других случаях не принимающиеся вовсе иски против газет или затягивающие этот процесс до 6 месяцев, иски против "Ени Мусават" принимают сразу и рассматривают в сжатые сроки.

4. По мнению юристов, эти иски были приняты судами с грубыми процессуальными нарушениями (в частности, статей 149-152 Гражданско-процессуального Кодекса Азербайджанской Республики).

5. Иски сопровождаются широкой PR-кампанией - газету клеймят в правительственной прессе, перед редакцией регулярно проводятся митинги и пикеты обиженных армейских офицеров и т.п.

"Ени Мусават" как мишень длительной кампании властей

Для полноты картины необходимо отметить, что кампания преследований газеты началась после бойкотированных оппозицией президентских выборов 1998 г., перед которыми газета активно отслеживала нарушения властями законодательства о выборах. Особый импульс преследованию газеты дала кампания парламентских выборов 2000 г. 1999 год. 3 января журналист газеты "Ени мусават" Ялчын Иманов избит телохранителями Главы Исполнительной власти Бардинского района и сотрудниками полиции. 30 июня заведующий отделом этой газеты Камал Тагисой был похищен и избит неизвестными лицами, назвавшими себя офицерами Министерства Национальной Безопасности. Этот случай вызвал возмущение президента Гейдара Алиева. Он потребовал сурово наказать виновников этого факта и осудил все виды давления на прессу. Однако никого так и не наказали.

12 декабря в ходе муниципальных выборов журналисты газеты подверглись физическому и моральному давлению со стороны полиции. Журналисты были изгнаны из избирательных участков, у некоторых были поломаны фото- и видеокамеры. 2000 год. Корреспондент газеты Эльбей Гасанлы за статью о положении в с.Неграм при участии сотрудников полиции Сабаильского района был похищен в городе Баку и 7 февраля 2000 года привезен в г.Нахичевань. Скрывая его местонахождение от родственников и близких, его несколько дней содержали под арестом, при этом он подвергался физическим и моральным пыткам.

7 февраля в связи с данной публикацией около сотни жителей с.Неграм в знак протеста на глазах полиции и дипломатов пытались ворваться в офис газеты. В результате нападения были раненые. Несмотря на то, что по данному факту было возбуждено уголовное дело о хулиганстве в Сабаильской районной прокуратуре и в следственные органы были переданы фото- и видеоматериалы о событии, никто из виновных к ответственности не привлечен.

23 августа группой лиц в гражданской одежде арестован главный редактор Рауфа Арифоглы (Аббасов), который провел под арестом 45 дней. По сообщению правоохранительных органов, во время обыска в его доме был обнаружен пистолет типа "Макаров". Было заявлено об якобы имеющихся документах, свидетельствующих о связи Р.Арифоглу с организатором попытки угона самолета рейса Нахчыван-Баку. В момент попытки захвата самолета М.Гусейнли звонил с борта на мобильный телефон Р.Арифоглу и продиктовал ему текст своего заявления. Террорист был обезврежен в самолете и никто из пассажиров при этом не пострадал. Впоследствии журналиста пришлось освободить, а дело против него закрыть. 17 августа 2001 года Прокуратура без каких либо причин остановила следствие, а 10 сентября 2002 года прекратила дело. Постановлением прокуратуры Рауф Арифоглы был оправдан по обвинению в терроризме и организации угона воздушного судна. Несмотря на невиновность журналиста, несколько месяцев правительственная и проправительственная пресса вела кампанию против "террористов-оппозиционеров". 3 ноября 2002 года Рауф Арифоглы через своего адвоката подал жалобу в Насиминский районный суд, которая пока не рассмотрена. Судья обьясняет это тем, что представитель прокуратуры не является в суд, а также не представляет необходимые материалы.

2001 год. Относительно спокойный для газеты в связи с тем, что после вступления Азербайджана в Совет Европы в январе 2001 г. к стране было приковано внимание различных мониторинговых структур СЕ.

Сотрудница газеты Шахназ Матлаб гызы подверглась нападению со стороны неизвестных лиц, когда возвращалась с работы домой. Никто не привлечен к уголовной ответственности. В декабре трое сотрудников газеты объявили голодовку с требованием наказания виновных, но безрезультатно.

На ежегодном съезде партии "Новый Азербайджан" газету объявили "антигосударственной". После этого у ее журналистов возникли проблемы в получении любой информации из государственных органов.

2002 год. 12 декабря около 20.00 недалеко от своего дома был избит тремя неизвестными Азер Айхан - корреспондент газеты "Ени Мусават", брат главного редактора этой газеты.

На период 1998-2001 гг. приходится всего 7 судебных дел - меньше, чем было подано за один месяц 2002 г.:

1. Судебным решением Сабаильского районного суда под председательством судьи Шафага Гезалова был удовлетворен иск руководителя аппарата президента Азербайджана Рамиза Мехтиева против газеты "Ени Мусават" и ее главного редактора Рауфа Ариф оглы об оскорблении чести и достоинства и возмещении морального ущерба. Редакция газеты и ее главный редактор были оштрафованы каждый на сумму 100 млн. манатов в сумме 200 млн. манатов. Встречный иск газеты "Ени Мусават" был отклонен. Коллегия по гражданским делам Бакинского городского суда своим решением от 15 декабря 1998 года отклонила кассационную жалобу редакции и главного редактора.

2. Судебным решением Сабаильского районного суда был удовлетворен иск министра юстиции Судабы Гасановой против газеты "Ени Мусават" и корреспондента газеты Сабины Аваз гызы об оскорблении чести и достоинства Президента Азербайджана. Редакция газеты и ее корреспондент были оштрафованны на сумму 180 млн. манатов. Коллегия по гражданским делам Бакинского городского суда отклонила кассационную жалобу редакции.

3. Коллегия по гражданским делам Бакинского городского суда рассмотрела иски братьев Президента Азербайджана Джалала и Агиля Алиева, а также племянника Президента Азербайджана Расима Алиева, против главного редактора газеты "Ени Мусават" Рауфа Ариф оглу и его заместителя Габиля Аббас оглу об оскорблении чести и достоинства. Своим решением от 15 декабря 1998 года Судебная коллегия обязала ответчиков принести извенения и дать опровержение. Отдельным решением Судебная коллегия возбудила уголовное дело в отношении Р.Арифоглу и его заместителя Габиля Аббас оглы и передала его для проведения следствия Бакинской городской Прокуратуре. Впоследствии о результатах следствия получить какую-либо информацию получить не удалось. Коллегия по гражданским делам Верховного Суда Азербайджанской республики отклонила кассационную жалобу.

4. В Сабаильский районный суд обратился бывший начальник следственного управления Министерства Внутренних Дел, полковник полиции, близкий родственник спикера парламента Азербайджана Низами Годжаев с иском об оскорблении чести и достоинства против главного редактора газеты "Ени Мусават" Рауфа Ариф оглы и сотрудника газеты Сабины Аваз гызы. Решением суда под председательством судьи Алладина Джафарова от 19 ноября 1998 года редакция газеты была оштрафована на сумму 20 млн. манатов, а главного редактора газеты и ее корреспондента обязали извиниться. Коллегия по гражданским делам Бакинского городского суда отклонила кассационную жалобу. Через некоторое время после данного судебного решения Низами Годжаев был арестован органами прокуратуры за примерно те же действия, в которых его обвиняли журналисты, и приговорен к 10 годам лишения свободы Коллегией Верховного суда по уголовным делам. Через три года Низами Годжаев был помилован Указом Президента Азербайджана.

5. В Сабаильском районном суде был рассмотрен иск Министерства Обороны Азербайджанской республики против об оскорблении чести и достоинства газеты "Ени Мусават", ее главного редактора Рауфа Арифоглы и сотрудников газеты Ялчына, Эльбея Гасанлы, Эльмиры Намиггызы, Турана Исмаила. Своим решением от 9 декабря 1999 года Судебная коллегия обязала ответчиков принести извенения перед Министерством Обороны Азербайджанской республики. Коллегия по гражданским делам Бакинского городского суда отклонила кассационную жалобу.

6. Уже описанное выше дело об аресте Р.Арифоглу по делу об угоне самолета.

7. 25 ноября 2000 года в связи со статьей, в которой отмечалось тяжелое социально экономическое положение поселка Маштаги, редакцию посетила группа жителей поселка. Заместитель редактора газеты Боюккиши Гейдарли принял их и провел с ними беседу. Через три дня выяснилось, что три человека из данной группы обратились в Сабаильское отделение полиции с жалобой на оскорбление со стороны первого заместителя главного редактора газеты Шахина Джафарли. На очной ставке в отделении полиции Сабаильского района "потерпевшие" не узнали Ш.Джафарли. Несмотря на это, следственный орган предъявил ему обвинение в хулиганстве при отягчающих обстоятельствах по статьям 221.1 и 221.2.1. Сабаильский районный суд признал Ш.Джафарли виновным и приговорил его к выплате ежемесячно 10 процентов зарплаты в пользу государства, а также к 1 году исправительных работ, но с учетом амнистии освободил его от наказания. Апелляционный суд 18 сентября 2001 года, рассмотрев жалобу, не удовлетворил ее. Верховный суд Азербайджанской республики рассмотрел кассационную жалобу 11 мая 2001 года и удовлетворил ее частично, а именно - обвинение было переквалифицировано как более легкое - нанесение легких телесных повреждений (статья 128), но наказание было оставлено в силе.

Таким образом, на газете "Ени Мусават" был опробован практически весь арсенал методов давления на журналистов: отказ в предоставлении информации, штрафы, уголовные дела, избиения, похищения, аресты, нападения "возмущенных читателей". Причина такого усиленного внимания к газете - то, что она является на сегодня самой массовой по тиражу, ведущей оппозиционной газетой. Естественно, что ее публикации во многом будут создавать общественное мнение в период предстоящих в ноябре 1998 г. президентских выборов. Выведение из строя такого мощного органа оппозиционной пропаганды было бы весомым вкладом в предвыборную кампанию правящей партии "Новый Азербайджан".

Кроме того, необходимо учитывать и такой фактор, как самоцензура СМИ, когда опасение перед судебным преследованием побуждает редакторов смягчать критику властей. Закрытие крупного оппозиционного издания, за которой стоит одна из ведущих оппозиционных партий, окажет сильное влияние на журналистов более мелких изданий. Нетрудно предугадать, что кампания против "Ени Мусават" будет стимулировать государственных чиновников к преследованию любого инакомыслия и критики в свой адрес.

Рекомендации

В связи с вышеизложенным, Федерация рекомендует дипломатическому корпусу и международным организациям, в особенности Совету Европы, ООН и ОБСЕ, следующее:

1. Срочно обратить внимание властей страны на выполнение Азербайджаном его обязательств в области свободы прессы.

2. Осуществлять меры по активизации диалога между властями, включая судебными, и СМИ.

3. Издать на азербайджанском языке и распространить среди судей, сотрудников прокуратуры и правоохранительных органов компиляцию международных документов в области свободы прессы.

4. Проводить мониторинг судов над газетой "Ени Мусават", вплоть до присутствия на судебных заседаниях.

Азербайджанский фонд развития демократии и защты прав человека,
Институт мира и демократии,
Правозащитный центр Азербайджана,
Центр программ развития "Эл",
Комитет защиты прав нефтянников

11 декабря 2002 г.

источник: Центр экстремальной журналистики (Москва)

Знаешь больше? Не молчи!
Lt feedback banner
Лента новостей

17 января 2017, 03:59

17 января 2017, 03:04

17 января 2017, 02:05

17 января 2017, 01:06

  • ЕТД оштрафована за завышение тарифов на Керченской переправе

    Арбитражный суд признал законным штраф в размере 300 тысяч рублей, наложенный на «Единую транспортную дирекцию». Суд установил, что компания устанавливала монопольно высокие цены на перевозки грузового автотранспорта по маршрутам Новороссийск – Керчь и Керчь – Кавказ.

17 января 2017, 00:07

Архив новостей
Все SMS-новости
Персоналии

Все персоналии