26 декабря 2002, 03:53

Пресса Армении: шаги назад

Правовой аспект
Финансовая независимость
Профессионализм
Наличие цензуры и пропаганда
Насилие и давление против прессы
Заключение

Развитие прессы в Армении в течение минувших полутора десятков лет имело свою историю развития, однако, прежде чем рассказать о ней, мы должны отметить, что при советской власти в период "застоя" диссидентство было сугубо политической категорией. Речь идет о том, что большинство армянских диссидентов, в том числе и члены Объединенной национальной партии, выдвигали сугубо политические и национальные требования. Они оказались вдали от "Хроники текущих событий" или "Континента". К сожалению, никто из армянских писателей и журналистов не написал ничего, подобного "Жить не по лжи" А.Солженицина, а мало кто из маститых ученых решился на поддержку Андрея Сахарова. Несмотря на отсутствие ярко выраженной традиции, тем не менее, нам известны самиздатовские издания, выпускавшиеся известными борцами за независимость Армении П.Айрикяном, А.Аршакяном и их соратниками. Однако все это были только робкие и малорезультативные попытки преодолеть Систему. Реформы Михаила Горбачева резко изменили ситуацию. Во второй половине 1980-ых годов горбачевская Гласность стала пробивать себе место под солнцем и в Армении, а Карабахское движение вынудило, с одной стороны, государственную и коммунистическую прессу быть более открытой, а с другой стороны, появились первые журналисты, которые, работая с западными СМИ, приобщались к иному формату требований. В 1989 году появилась первая, официально зарегистрированная, влиятельная оппозиционная многотиражная газета "Айк", которую издавало Армянское общенациональное движение. Ее со страхом и тревогой читали в здании ЦК КП Армении. Парламентские выборы 1990 года закончились поражением коммунистов, и новый Верховный Совет, принявший декларацию независимости, начал ее законодательное оформление. Среди первых законов парламента был и ныне действующий закон, который был подготовлен постоянной парламентской комиссией, абсолютное большинство членов которой составляли журналисты и писатели. Это обстоятельство имело не только прямое отношение к качеству закона, который хотя и был во многом декларативным и не лишенным ряда существенных недостатков, но и по сей день в целом защищал нашу прессу от чрезмерно усердных чиновников, разного рода магнатов и олигархов, силовых структур. Важным также было то, что сами члены парламентской комиссии, несмотря на то, что придерживались разных политических взглядов, защищали прессу от разного рода нападок. Однако и они ничего не смогли сделать против административного давления на острую политическую передачу "Айлур" государственного телевидения. Это был первый громкий случай закрытия неугодной передачи при новых властях. Впрочем, ради справедливости отметим, что авторы передачи в целом не были оппонентами или критиками проводимого курса, а просто поддерживали одну властную группировку против другой. С начала 1990-х гг. развитие армянской прессы было очень стремительным. В журналистику пришли молодые таланты, которым не находилось места в прежних многотиражных изданиях. Были учреждены многие издания новых партий, среди которых своим профессионализмом выделялись "Азг" и "Еркир". Тиражи альтернативных изданий росли стремительно. Напомню, что к середине 1993 года ежедневный тираж "Еркир" превышал 55 тысяч экз, а "Азг" - 36 тысяч. Тогда же, в начале 90-ых, появились и первые негосударственные информационные агентства "Снарк" и "Ноян тапан", которые сыграли очень большую роль в прорыве информационной блокады Армении первой половины 1990-ых годов. Провластная, государственная пресса проигрывала оппозиционной буквально во всем: оперативности, профессионализме, остроте подачи материалов и т.д. Сама власть, в лице первого президента страны, в этот период проявляла абсолютную толерантность к оппозиционной прессе. Это был своего рода праздник прессы, который закончился в 1993 году, с выходом России из рублевой зоны. Покупательная способность населения резко упала. Одновременно возросли расходы на типографские услуги, и издание газет стало делом убыточным. Государственные дотации прессе не предоставлялись, а налоговая политика по отношению к СМИ была, мягко говоря, недостаточно гибкой. Начиная с 1994 года давление против прессы приняло достаточно большие масштабы. Можно даже сказать, что этот год был худшим в отношениях прессы и администрации Левона Тер-Петросяна. Напомним, что именно конец этого года ознаменовался закрытием 12 СМИ массовой информации прямо либо косвенно связанных с оппозиционной тогда партией АРФ-Дашнакцутюн. Без работы осталось свыше 300 сотрудников этих изданий, а их семьи длительное время испытывали серьезные материальные проблемы. На это обстоятельство, к сожалению, мало кто обращал внимание. Еще бы - "Лес рубят - щепки летят!". Действительно, никого не интересовала тогда судьба сотрудников масс-медиа в жесткой и бескомпромиссной политической борьбе. Впервые оценку "неудовлетворительно" армянская пресса получила летом 1995 года по итогам мониторинга парламентских выборов и конституционного референдума со стороны международных организаций. Незначительным был прогресс год спустя. Сторонники радикальных либеральных реформ в Армении не особенно любят вспоминать итоги этих мониторингов еще и потому, что в отчетах есть фамилии конкретных должностных лиц и журналистов. Некоторые из этих людей любят и сегодня выступить на различных семинарах и отметить те безобразия, которые творятся по отношению к прессе сегодня, забывая при этом, что фундамент для этих процессов был заложен ими самими. Обнадеживающим было начало премьерства нынешнего президента страны. В частности, на первом этапе своего пребывания в высших эшелонах власти Армении он сумел привлечь к себе симпатии части журналистского корпуса своим ровным отношением к большинству СМИ. Это сыграло определенную роль в том, что немалая часть прессы благосклонно отнеслась к Роберту Кочаряну на выборах 1998 года. Именно тогда международными наблюдателями был отмечен некоторый позитивный шаг армянской прессы во время освещения хода президентских выборов. Год спустя армянская пресса могла торжествовать: оценки международных экспертов по итогам освещения парламентских выборов 1999 года были весьма высокими и даже лестными. Некоторые СМИ вообще были выделены экспертами. Напомню, речь идет о телекомпании "А1+". Однако несколько лет спустя стало ясно, что работа армянских СМИ по освещению парламентских выборов 1999 года была скорее исключением, так и не став правилом. Попытаемся вкратце рассмотреть ситуацию, сложившуюся в прессе Армении на сегодняшний день.

Правовой аспект

Налицо явная попытка законодательно ограничить свободу слова. Эти процессы перекликаются с аналогичными попытками практически на всем пространстве СНГ. Впервые публичное политическое требование ограничить свободу слова в Армении прозвучало 3 марта из уст лидера тогдашнего парламентского большинства Андраника Маркаряна. Сегодня он - премьер-министр, правительство которого подготовило проект печально известного закона "О массовой информации", т.е. базового закона. Известно, что проект этот не принимается журналистским сообществом. Однако почти наверняка все будет сделано для того, чтобы "продавить" закон в парламенте. Любопытным является то обстоятельство, что оба раза проект принимался на том заседании правительства, где председательствовал сам президент. Авторы проекта в министерстве юстиции постоянно заявляют о том, что проект прошел экспертизу СЕ. В это трудно поверить: столько в нем моментов, не только противоречащих логике, но и ряду положений Европейской конвенции по правам человека. Чиновники в правительстве и вообще "партия власти" четко усвоили, что ОБСЕ и СЕ - достаточно бюрократические организации. Закон можно будет "продавить" сегодня, а пока в ОБСЕ и СЕ разберутся, что к чему, пройдут месяцы (если не годы), можно будет приструнить все неугодные СМИ и большинство неугодных журналистов. Особо отметим также то обстоятельство, что среди политических кругов, поддерживающих вышеупомянутый законопроект, есть и пользующиеся нескрываемой симпатией посольств стран ЕС в Армении. Если говорить о законодательных актах, касающихся радио и телевидения, то помимо того, что они являются крайне неудачными (напомним, что все они также прошли экспертизу СЕ), они практически не выполняются. Наиболее яркие примеры: невыполнение своих функциональных обязанностей Общественным советом Общественного телевидения Армении, полное попрание закона "Национальной комиссией по телевидению и радиовещанию" и т.д. Отметим также, что в действительности электронными СМИ не выполняется и закон "О рекламе", который ограничивает по времени демонстрацию рекламных роликов.

Финансовая независимость

Абсолютное большинство печатных СМИ Армении полностью зависит от прихоти спонсоров. Во всяком случае, среди изданий, выходящих ежедневно, нет ни одного финансово независимого. По нашей оценке, финансово независимыми изданиями различной направленности в Армении являются некоторые еженежельники - "Эфир" ("Етер"), "02", "Иравунк", "Деловой экспресс" и "Футбол+". Особо отметим, что среди вышеупомянутых изданий только одно - общественно-политического содержания. Хотя газета "Иравунк" формально является сугубо партийным изданием, однако профессионализм редакции и возможность высказывать альтернативную точку зрения на страницах издания привели к тому, что газету читает большое число людей, не идентифицирующих себя с партией "Союз конституционного права". Удачи партийного "Иравунка" выглядят еще более впечатляющими на фоне сегодняшних проблем "Азг" и "Еркир". Низкие тиражи этих двух некогда популярных партийных изданий - свидетельство прежде всего кризиса их содержания, которое, видимо, не удовлетворяет читателей. Вообще уровень нынешней журналистики Армении просто не позволяет выпускать такое количество ежедневных изданий, которые бы сделали их финансово независимыми. На мой взгляд, в будущем в Армении возможно выпускать ежедневную финансово независимую, общественно- политическую газету, но вряд ли число таких газет будет больше 2-3. Есть определенные шансы в этом плане и у "желтой прессы" (таблоидов). Больше возможностей у еженедельников. Мне кажется есть перспектива и у журналов по интересам. Я с большим пессимизмом смотрю на будущее партийной прессы в Армении. Пример "Иравунка", на мой взгляд, счастливое исключение. По нашей оценке, наиболее финансово независимые СМИ - агентства новостей, особенно те, кто давно работает на внутреннем и внешнем рынке: "Арминфо" (фактический преемник "Снарка") и "Ноян тапан". Полагаю, что все радиостанции страны полностью зависят от спонсоров. К сожалению, в Армении нет ни одной серьезной информационной радиостанции - аналога "Эха Москвы" в России, хотя, насколько мне известно, западные грантодатели неоднократно прилагали немалые усилия для их организации. Но - безуспешно. Попытки армянской редакции радио "Свобода" полностью занять эту нишу заслуживают внимания и уважения, но хотелось бы иметь что-то свое, а не оплачиваемое Конгрессом США. Телекомпании, ведущие трансляции на дециметровой частоте, могут выйти на минимальный дефицит в бюджете через 3 года после начала вещания при не менее 40% собственной продукции в эфире. В этом плане успешно функционирующая телекомпания "А1+", скорее всего, была либо прибыльным предприятием, либо у нее был минимальный дефицит бюджета. Что касается всех остальных телекомпаний, ведущих сегодня трансляцию на дециметровой частоте, то абсолютное большинство из них, скорее всего, убыточны (возможно, кроме "Шанта") и будут оставаться такими ближайшие 3-4 года. Вряд ли они способны на выпуск относительно качественной собственной продукции в требуемых объемах (65%) в обозримом будущем. Что касается телекомпаний, ведущих трансляцию на метровой частоте, то для их успешного функционирования требуются очень солидные спонсоры, покрывающие дефицит бюджета в первые 5-7 лет функционирования. Основные проблемы, мешающие увеличению числа финансово независимых СМИ: крайне негибкое налоговое поле для СМИ, которое абсолютно не учитывает малую емкость внутреннего информационного рынка; полный контроль "партии власти" над наиболее солидными рекламодателями; давление на рекламодателей которые пытаются сотрудничать с неподконтрольными СМИ; контроль основного рекламного рынка со стороны компаний завязанных на узкую группу лиц в системе "партии власти" (фактическая монополизация наиболее прибыльной части рынка).

Профессионализм

Резкое падение уровня армянской журналистики ни для кого не является секретом. Причин тут много, среди них я выделил бы то обстоятельство, что собственно "профессиональное ремесло" неквалифицированно преподается в большом числе ВУЗов. Наверное, было бы целесообразно сократить число ВУЗов, имеющих право на подготовку журналистов, и провести своеобразную ревизию в этой сфере. В печатной прессе превалирует так называемая "диктофонная журналистика", свидетельствующая скорее о примитивизации журналистского труда. Одновременно мы вынуждены констатировать, что за более чем 10 лет со времени провозглашения Независимости армянская журналистика не избавилась от своего главного недостатка: собственно информация и мнение (комментарий события) по-прежнему подаются вместе, а не раздельно, как это принято во всех развитых демократиях мира. Некоторые акции властей имеют очень тяжелые последствия для журналистики в целом. Например, прекращение вещания реально состоявшейся телекомпании "А1+" привело к тому, что планка профессиональной конкуренции и мастерства упала очень низко. Это явилось результатом того, что большое число явно неподготовленных в профессиональном плане телекомпаний получили право на выход в эфир без должной конкуренции. Прихоти властей, которые исполняет Национальная комиссия, привели к тому, что мы сегодня наблюдаем на телеэкранах: сразу несколько телекомпаний фактически заняты ретрансляцией "Euronews" на армянском языке; на трех каналах в один и тот же день может транслироваться один и тот же американский фильм; информационные блоки большинства телекомпаний, особенно вновь вышедших в эфир, повторяют структуру новостей либо Общественного телевидения либо телекомпании "А1+". Как известно, любая копия хуже, а в нашем случае значительно хуже, оригинала. Этот перечень можно продолжить. Вообще, в целом, сегодняшнее телевидение Армении можно было бы, за редким исключением, охарактеризовать как пропагандистско-эротическо-лотерейно-рекламно-примитивное шоу. Одним словом, отсутствие реально свободного рынка и конкуренции в СМИ, прежде всего электронных, ведет к постепенной деградации политической и информационной журналистики, сводя ее к выпуску только "хороших новостей".

Наличие цензуры и пропаганда

Формально в стране отсутствует цензура, но реально она оформляется в заказах финансовых спонсоров СМИ. Редактор является только фактическим исполнителем этого заказа, выдавая на поток материалы в которых заинтересован спонсор. В сложившейся ситуации даже неподконтрольные "партии власти" СМИ вынуждены время от времени переходить на режим самоцензуры. Если говорить о сегодняшней политической философии практически всех электронных СМИ Армении, то она, скорее, выражается в сути известного анекдота брежневских времен. Когда один человек, вернувшийся с очередного съезда КПСС, говорит своим сослуживцам: "Руководство страны успешно реализует лозунг "Все для блага человека!" На съезде в Москве я видел этого человека...". Действительно, деяния действующего президента за минувшие 5 лет, представленные в сюжетах наших телекомпаний, сродни деяниям апостолов, а он сам представлен почти как полубог. С экранов и страниц подконтрольных изданий происходит выброс заведомо ложной информации об оппонентах президента. Они представляются то агентами влияния Азербайджана или других стран, то разжигателями гражданской войны, то психически неполноценными людьми и пр. Для этого используется стандартный набор пропагандистских приемов, известных еще со времен Геббельса и коммунистов: выдергивание тех или иных заявлений оппонентов из контекста, непредоставление возможности для высказывания альтернативной точки зрения, просто заведомая ложь и т.д.

"Хороших новостей" так много, что возникает ощущение, что мы вообще живем не в Армении, а в Голландии или Швеции. Если верить нашим пропагандистам, то в стране вообще нет коррупции (вариант: она есть только в Азербайджане, Грузии, Турции или России), нет теневой экономики, все олигархи исправно платят налоги, нет торговли женщинами, не было теракта 27 октября, не было убийства Погоса Погосяна телохранителем президента, со стороны правоохранительных органов не бывает нарушений законов и т.д. Одним из способов пропаганды стали "Обзоры газет". Статьи в провластных газетах - готовые пропагандистские материалы, которые сегодня используются и электронными СМИ. Там, где доминируют пропаганда и цензура, говорить о свободе слова нельзя. В лучшем случае мы можем говорить о двух вещах: есть ли возможность через СМИ выразить альтернативную точку зрения? Ответ: да, есть, но крайне ограниченная. Есть ли возможность получить в Армении четкую и непредвзятую информацию о происходящих в стране событиях? Ответ: да, есть, но такие возможности также крайне ограничены.

Насилие и давление против прессы

Мы отслеживаем ситуацию с нарушением прав журналистов и прессы Армении начиная с февраля 1994 года, который, как было упомянуто выше, был рекордно плохим при администрации Левона Тер-Петросяна. Сегодня я могу сказать, что число различных форм давления против журналистов и прессы в уходящем году давно вывело нас на "рекордный уровень" 1994 года. Ситуация ухудшилась и достаточно сильно, особенно по сравнению с 1999 годом, который мы считаем самым хорошим годом для нашей прессы с момента отслеживания ситуации. Иное дело, что на фоне происходящего в других странах СНГ ситуация в Армении выглядит не так плохо. Однако разве не наши руководители говорят о том, что по своим политическим и демократическим стандартам мы должны приблизиться к странам Европейского Союза? Если это так, то, на мой взгляд, за минувшие 2 года в смысле свободы прессы мы отдалились от провозглашенной цели.

Заключение

В целом мы должны согласиться с оценкой авторитетной международной организации "Фридом Хаус" о том, что прессу Армении надо отнести к разряду "частично свободной". Однако, на наш взгляд, ситуация имеет однозначную тенденцию к ухудшению, учитывая действия как исполнительной власти (напомним, что одна из журналистских организаций страны присвоила президенту титул "Враг прессы"), так и власти законодательной. Речь идет прежде всего о нежелании вносить изменения в законы о телевидении и намерении принять новый, крайне неудачный, базисный закон "О массовой информации". О судебной власти лучше не говорить, но все-таки отметим, что первые дела представленные в Европейский суд из Армении это - иски телекомпаний "А1+" и "Ноян тапан" против "Национальной комиссии по телевидению и радиовещанию".

Мы предполагаем, что планируемый международными организациями мониторинг работы армянской прессы по освещению президентских выборов 2003 года, скорее всего, констатирует значительное отступление армянской прессы от уровня достигнутого при освещении парламентских выборов 1999 года. Однако, если такая оценка и будет высказана, то может так случиться, что большая часть армянского общества так и не узнает о ней. Поскольку эта точка зрения может быть не в интересах пропагандистов, заполонивших сегодня эфир и страницы печатных изданий. Завершая, отмечу, что нельзя исключить такого развития событий, когда ситуация в прессе Армении будет напоминать положение описанное в романе известного шведского писателя Пера Вале "Гибель 31-ого отдела". Напомню, что скандинавский автор описал общество, где все СМИ передают только "хорошие новости", футбол, рекламу, различные шоу, а на телевидении и в печатных изданиях доминируют развлекательные материалы и сплетни из жизни звезд. Вся серьезная пресса с анализом реальной, а не пропагандистской жизни страны сосредоточена в одном единственном издании, выходящем очень ограниченным тиражом. Это издание предназначено для узкой группы лиц. Нам бы очень не хотелось, чтобы Армения уподобилась обществу, описанному в вышеупомянутом романе, но если быть откровенным, то тенденции нас действительно очень и очень тревожат. Для исправления сложившегося положения нужны усилия элиты общества, немалая часть которой предпочитает пока приспосабливаться к происходящему.

20 декабря 2002 г.

Автор: Давид Петросян, эксперт Центра экстремальной журналистики; источник: Центр экстремальной журналистики (Москва)

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Lt feedback banner
Кнопки работают при установленных приложениях WhastApp и Telegram. Качественные фото для публикации нужно присылать именно через Telegram, с обязательной пометкой «Наилучшее качество». Видео также лучше отправлять через канал в Telegram. Каналы Telegram и WhatsApp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS.
Лента новостей

21 июля 2017, 10:01

21 июля 2017, 09:27

21 июля 2017, 09:22

21 июля 2017, 09:21

21 июля 2017, 08:50

Архив новостей