12 ноября 2002, 01:38

Национальные меньшинства в Армении

Предисловие

Предлагаемая работа призвана дать в сжатой форме исчерпывающую информацию о национальных меньшинствах, проживающих в Армении.

Несмотря на институциональную представленность во властных структурах Армении специальных звеньев, ведающих проблемой национальных меньшинств и довольно активную работу самих представителей нацменьшинств и их общественных организаций, по сей день нет более или менее обобщающего справочного издания, дающего конкретное представление о национальностях нашей страны.

Большинство публикаций на эту тему до сих пор в основном отражают, скорее, проблемы, стоящие перед общинами, чем собственно описания общин. Такой цели, видимо, изначально и не ствилось, что естественно, ибо общины и их организации в первое десятилетие независимости Армении проходили путь становления, адаптации к новым общественно-политическим реалиям. Посему публикации этого периода несут на себе, понятно, отпечаток, прежде всего, поисков оптимальных решений проблем общественного бытия национальных меньшинств. Между тем, давно назрела необходимость в чисто академическом, позитивном описании этнических групп Армении, дающем целостное представление о них и, следовательно, позволяющем более четко воспринимать их проблемы.

Важность подобного пособия, объективно, без эмоциональных коннотаций освещающего проблему, трудно переоценить, хотя бы, прежде всего, для определения числа национальных общин Армении. Совершенно очевидно, что у нас подчас необоснованно подменяются понятия "национальное меньшинство", "община" и "общественная организация", что порождает неопределенность и путаницу. Кроме того, в предшествующих публикациях история отдельных народов, представляющих национальные меньшинства Армении, изложена с позиции культурной традиции, видимо, в силу того, что авторы очерков не являлись специалистами в данной области, требующей специальной подготовки и профессионального подхода. Изложенные с академической позиции факты, безусловно, не всегда, более того - крайне редко совпадают с народной интерпретацией исторических деталей, бытующей среди самих носителей культур. Отдавая дань так называемой мифологизированной истории любого народа - важному пласту духовной культуры и элементу самосознания, следует отметить все же необходимость научного подхода, в первую очередь - фактологической истории при издании справочной литературы.

Согласно общепринятому определению, национальное меньшинство - это численно не превалирующее (non-dominant) группа людей, обладающая этнической, языковой и религиозной особенностями, различающими ее от остального населения. При этом, члены данной общности должны проявлять, хотя бы имплицитно, чувство солидарности, направленное на сохранение общей культуры, традиции, религии и языка (см. F. Capotari. Study on the Rights of Persons belonging to Ethnic, Religions and Linguistic Minorities, 1991, #568). Иначе говоря, статус меньшинства определяется не только и не столько его самобытностью, наделенностью определенными отличительными чертами, самосознанием и т.д., сколько коллективной волей его членов. Однако, для более точной характеристики предмета в нашем понимании и применительно к реалиям нашего времени, следует к сказанному добавить, видимо, еще два уточняющих момента:

  1. Понятие "этническое меньшинство" релевантно лишь при наличии политически организованной этнической доминанты, т.е. когда существует государствообразующая или, так сказать, титульная нация. В противном случае,национальные единицы, независимо от их численности, в образованиях без политически доминирующего этноса должны рассматриваться как часть общей популяционной мозаики данной территории. Следовательно, национальное меньшинство эксплицируется лишь в рамках политического субъекта - государства, автономиии и т.д.
  2. Представителем национального меньшинства может считаться лишь гражданин данного субъекта или, в определенных случаях, имеющий вид на долгосрочное жительство индивид.

Несмотря на то, что общее количество национальных меньшинств в стране не превышает три процента населения, тем не менее, Армению можно смело считать многонациональным государством, ибо для статуса меньшинства численноcть не является определяющим фактором. В Армении сегодня проживают около двадцати национальностей, основными из которых являются езиды, русские, греки, ассирийцы (или айсоры), украинцы, поляки, немцы, евреи, курды, грузины. Основная часть перечисленных народов имеет свои государства-метрополии, исключение составляют езиды, ассирийцы и курды. Большинство говорят на языках индоевропейской семьи: иранскую группу представляют езиды и курды; славянскую - русские, украинцы, белорусы, поляки; германскую - немцы и греческую - греки. Ассирийцы и евреи - носители семитских диалектов, а язык грузин принадлежит к картвельской группе иберо-кавказской семьи.

Настоящая работа составлена в виде отдельных справочных статей о населяющих Армению народах (в алфавитном порядке), написанных по определенному принципу:

  1. краткая историческая справка, сведения о языке и культуре,
  2. сведения о появлении данной этнической единицы на территории Армении,
  3. районы проживания,
  4. численность,
  5. уклад жизни, социальный состав, в частности, степень интегрированности.

В конце каждого очерка приводится список общественных организаций данной общины.

Относительно численности национальных меньшинств, однако, следует отметить, что в настоящий момент не представляется возможным приведение сколь- нибудь точных данных. Миграционные процессы последнего десятилетия существенно изменили демографическую картину Армении; кроме того, последняя всесоюзная перепись населения 1989 года не отражает весь спектр этнической ситуации в Армении. Данные же недавней всеобщей переписи населения Армении пока не опубликованы. В приводимых нами численных параметрах, следовательно, допущена достаточная степень погрешности, хотя и учтены соответствующие поправки и общие тенденции миграционных процессов.

Более подробно мы сочли необходимым представить негосударственные народы и в особенности - уникальную культуру езидов, сведения о которой можно почерпнуть лишь из академической литературы и специальных источников, недоступных широкой аудитории.

В заключение приведены небольшие очерки о представителях прочих народов, а также о субэтнических группах армян - вопросу, не связанному непосредственно с темой работы, но релевантного, думается, по отношению к этнодемографии Армении в целом.

Гарник Асатрян,
Доктор фил. наук, профессор


Ассирийцы

Самоназвание - атурая, сурая. У армян ассирийцы известны под названием айсоры, у персов и арабов - суриани. Имеются и другие обозначения - халдеи, сиро- халдеи, несторяне и сирийцы. Подобное разнообразие терминов, применяемых к одной и той же этнической группе, зачастую создает путаницу даже среди специалистов.

Ассирийцы - потомки арамеоязычного населения Передней Азии, в I веке принявшие христианство и ставшие проводниками этой религии в регионе.

Несторианская или Восточносирийская церковь (позднее называемая также Халдейская или Ассиро-халдейская), в христологической доктрине которой делается акцент на человеческую природу Спасителя, одна из древнейших религиозных организаций мира, достигшая расцвета в VII в. В XIII в. в подчинении ее патриарха было 25 митрополий и 130 епископий от Сирии до Китая. В Центральной Азии и Китае существовали процветающие сирийские колонии и религиозные центры. Распространение христианства среди иранцев, тюрков (уйгуров), китайцев, индийцев- дравидов (в Малабаре, штат Керала, более 2 миллионов этнических дравидов принадлежат к Сирийской православной церкви - Syrian Orthodox Church) во многом было обусловлено деятельностью именно сирийских миссионеров.

Западносирийская церковь, или Яковитская, подобно Армянской Апостольской, Коптской и Эфиопской церквям, отрицает принятую Халкедонским Вселенским собором в 451 г. доктрину о двуприродности Христа, принимая лишь его божественную природу.

В целом ассирийцы ныне принадлежат главным образом к Несторианской, или Ассирийской церкви Востока (Church of the East), к Яковитской монофиситской церкви и Ассиро-халдейской церкви, объединяющей несториан, вступивших в XVI в. в унию (союз) с Римско-католической церковью. Большинство ассирийцев Армении и стран СНГ исповедует православие.

Ассирийцы говорят на новоарамейских наречиях, восходящих к древнеарамейскому (северо-западная группа семитских языков) - некогда главному языку делопроизводства на огромном пространстве, охватываемом Персидской империей. Именно поэтому древнеарамейский называют также имперско-арамейским (Reichsaramaeisch). На этом языке написано несколько частей Библии, а на его поздней разновидности, называемой сирийским (Syriac), создана богатейшая теологическая и историческая литература.

Литературный ассирийский язык был разработан в XIX веке на основе урмийского диалекта. Письменность - на основе сирийского алфавита - эстрангелло.

В Армении ассирийцы впервые появились во время русско-персидской войны 1826-28 гг., переселившись из района озера Урмия в Иране (где до сих пор живут до 80 000 ассирийцев). Переселенцы довольно быстро под влиянием русских властей приняли православие. Места, где обосновались переселенцы, и по сей день остаются основными районами проживания ассирийцев: деревни Койласар (ныне Димитров), Двин-айсор (Верин Двин) Араратского района.

В школах, где обучаются ассирийцы, с 1980-х годов введено преподавание родного языка. Практически все ассирийцы владеют армянским и русским языками. В рамках программы подготовки преподавательских кадров из числа национальных меньшинств Министерством образования РА ежегодно выделяются внеконкурсные места для обучения на факультете востоковедения Ереванского государственного университета.

В настоящее время численность ассирийцев в Армении - порядка 8 000 человек, примерно пол-тысячи проживают в Ереване. Общее число ассирийцев (Иран, Ирак, Сирия, Турция, Грузия, Россия, Западная Европа, США) достигает 350 000 человек. В большинстве из перечисленных стран имеются культурные ассирийские организации, выходят журналы на ассирийском, турецком, арабском языках. Действуют также политические партии, конечной целью которых является объединение всех ассирийцев и создание в Северной Месопотамии независимого ассирийского государства: например, Партия освобождения Асуристана - Asuristan kurtulu partisi, основанная в Турции и имеющая отделения в других странах.

Традиционное занятие ассирийцев Армении - земледелие, садоводство, виноградарство, в Иране, Турции, Сирии и Ираке превалирует отгонное скотоводство, в России - ремесла. В Армении значительную прослойку составляет также интеллигенция, в том числе чиновничий класс. Отмечена в целом высокая степень интегрированности.

Достаточно высок процент смешаных ассирийско-армянских браков. Причем, это явление часто отмечается не только в Армении, но и в диаспоре, где соседствуют армянские и ассирийские общины.

Исторически ассирийцы всегда характеризовались как народ воинской доблести и почти всегда примыкали к армянам в повстанческой борьбе. Наряду с прочими христианскими народами и они были подвержены геноциду в Османской империи. Армянский и ассирийский народы всегда объединяли не только конфессиональное единство, но и многовековое содружество и историческая общность судеб.

Общественные организации

1. Ассирийский молодежный центр "Ашур"
Председатель - И. Гаспарян
Адрес: г. Ереван, ул. Теряна, 105, IV здание, комната 4102, тел: 59-85-15.

2. Ассирийская ассоциация "Атур"
Председатель - П. Тамразов
Адрес: г. Ереван, ул. Пушкина, 11, тел: 56-51-51.

Греки

Греки (самоназвание - эллинес) - народ индоевропейского происхождения, носитель древнейшей культуры, именуемой эллинской, оказавшей глубокое влияние на мировую цивилизацию.

Основная масса греков - в метрополии, Греческой республике, и в диаспоре - исповедуют православие. Греческая православная церковь имеет традиционно добрые и тесные отношения с Армянской Апостольской церковью.

Греческое население Закавказья сложилось на основе нескольких волн миграций, начавшихся главным образом в II-I веках до н.э. и продолжавшихся до XIII века, т.е. до нашествий сельджуков и монголов. Тем не менее, основное ядро эллинского этнического элемента в Грузии и Армении - потомки горнопромышленных рабочих, приглашенных во второй половине XVIII века на земли Армении и частично в 1820-х годах переселившихся в центральную Грузию, а также выходцев из Малой Азии и внутренних районов Турции.

Греки Армении, как и всего Закавказья, говорят на понтийском наречии, которое является продолжением ионийского диалекта древнегреческого языка. Определенный слой составляют потомки переселенцев из Трабзона и Карской области в XIX-XX веках, самоназвание которых - ромеюс. Абсолютное большинство греков Армении владеют армянским и русским языками.

В настоящее время численность греков в Армении - около 6000 человек, в Нагорно-Карабахской Республике - 300 человек.

Основные районы проживания в Армении - ущелье Алаверды и Лорийское нагорье, а также столица республики - Ереван, города Ноемберян и Гюмри.

В Карабахе греки жили, главным образом, в селе Мехмана Мардакертского района, которое во время войны было полностью сожжено азербайджанскими войсками. Ныне часть обитателей села - более 200 человек - в результате вынужденного переселения живет в Степанакерте, Мардакерте, Шуши, Матагисе и других районах НКР. Cледует отметить активное участие греков в Карабахском противостоянии.

Главная сфера хозяйственной деятельности греков в Армении - земледелие, садоводство и ремесла, а в городах они составляют часть квалифицированной рабочей силы, особенно в меднодобывающей отрасли. Среди горожан-греков - довольно большой процент научно-технической интеллигенции. Вовлеченность в структуры власти и государственные учреждения, а также в общественно- политическую жизнь республики - также достаточно высока.

Общественные организации

1. "Понтос" - греческая община Степанаванского района

Председатель - А. Христофориди.
Адреса: г. Степанаван, ул. Еритасардакан, д. 43; тел. 2-29-04
г. Раздан, ул. Пионернери, 12, кв. 27
г. Ереван, ул. Аргутян, 29/22.

2. "Олимпос" - греческая община Ноемберяна

Председатель - Т. Тамазян.
Адрес: г. Ноемберян, ул. Камойи, д. 3; тел. 2-20-98

3. "Анастаси"- общественная организация

Председатель - К. Авгитов.

4. "Ромеюс" - греческая община Алаверды

Председатель - А. Клиникарова.
Адрес: г. Алаверды, ул. Андраника. Д. 197/1а.

5. "Греческая община Понти" в Ереване

Председатель - Ф. Николаиди.

6. "Греческая община Понти" в Ванадзоре

Председатель - В. Николаиди.
Адрес: г. Ванадзор, ул. Гр. Лусаворича, дом 40.

7. "Фаэтон" - греческая община Гюмри

Председатель - К. Тосунидис.
Адрес: г. Гюмри, ул. Руставели, 29.

8. Греческая общественная организация "Элпида"

Председатель - А. Хитаров
Адрес: г. Ванадзор. Ул. Тигран-меци, 48

9. Федерация греков Армении

Председатель - А. Клиникаров.
Адрес: г.Ереван, ул. Тавризяна, 69.

10. Общественная организация греков Армении и Арцаха

Председатель - Э. Полатов.
Адрес: г.Ереван. ул. Вардананц, 2; тел. 56-50-91.

11. Ереванская греческая община "Понти"

Председатель - П. Лаврент.
Адрес: г.Ереван, пр. Комитас 49/2.

Грузины

Самоназвание - картвели. Один из древнейших культурных народов мира. Грузинский язык принадлежит к картвельской ветви иберо-кавказской языковой семьи. Письменность на основе грузинского алфавита.

Абсолютное большинство грузин - православные христиане и принадлежат к Грузинской Православной церкви. Аджары и группы месхов и ингилойцев - мусульмане-сунниты. Небольшая часть грузин, т.н. фрейданцы (по названию области Фрейдан в Иране), насильно переселенные Ага Мухаммад-ханом Каджаром в начале XVIII века в Иран, исповедуют шиизм.

Исторические судьбы грузин и армян теснейшим образом переплетены. Несмотря на неоднозначные перипетии их общей истории, эти два автохтонных народа Южного Кавказа являются наиболее близкими в регионе по культуре, религии, традициям и народному мировоззрению.

В Восточной Армении (нынешняя Республика Армения) грузинских колоний никогда не существовало; в Западной Армении (Восточная Анатолия) и по сей день живут лазы-мусульмане - представители картвельской субэтнической группы.

Живущие ныне в Армении грузины в основном обосновались здесь в результате смешаных браков. Численность - незначительная (в общине числятся чуть более ста человек). Миграция практически отсутствует. Абсолютное большинство живет в столице. Это - представители интеллигенции: музыканты, врачи, ученые; есть член Национальной Академии Наук РА - профессор Т.Л. Асатиани.

Общественные организации

1. Грузинское общество "Иверия"

Председатель - Т. Асатиани
Адрес: г. Ереван, пр. Баграмяна 18/12, тел. 52-48-23.

Евреи

Самоназвание на иврите - йегудим, на идише - йид или айид. Русское обозначение еврей восходит через старославянский к греческому эбрайос ("еврей"). Армянское hreay, возможно, происходит от парфянского *hudya ("еврей"), из yehudi.

Древнееврейский язык, к которому восходит иврит, официальный язык государства Израиль, относится к ханаанейской группе семитских языков. Идиш-германский диалект - язык восточноевропейских евреев, распространенный в Восточной Европе и диаспоре в целом.

Исповедуемая религия - иудаизм, представленный различными направлениями: традиционно ортодоксальным, хасидским, мизрахитским, реформистским.

Евреи, будучи одним из древнейших культурных народов мира, внесли весомый вклад в семитскую и - шире - переднеазиатскую цивилизацию.

Первые сведения о еврейских поселениях в Закавказье относятся к IV-III векам до н.э. Известно также, что в I веке до н.э. армянский царь Тигран Великий поселил множество евреев в Васпуракане в Западной Армении (область озера Ван, ныне в Турции). Однако, более конкретных данных о наличии евреев в древней Армении не имеется. Тем не менее, возможно, что в отдельные периоды средневековья на территории Восточной Армении жило некоторое число евреев, о чем свидетельствует обнаруженное недавно армянскими археологами еврейское кладбище в Егегнадзоре (ныне в процессе изучения).

В XIX веке после русско-персидской войны и вхождения Армении в состав России в Армению из района Урмии, Салмаста и Хоя (северный Иран) переселилась еврейская община. Это были главным образом представители курдской еврейской субэтнической группы - так называемые курдские евреи (Kurdish Jews), говорившие на ассирийском языке. Многочисленные общины курдских евреев, жившие южнее, в провинции Керманшах и говорившие на курдском языке, позднее, в 1950-х годах, почти полностью эмигрировали в Израиль.

Курдские же евреи, обосновавшиеся в Ереване, к концу XIX века, по данным переписи 1897 года, насчитывали 924 человека. В этот период в Ереване была и синагога. В дальнейшем община переселилась в Грузию.

Расплывчатые критерии этнической филиации не позволяют говорить о конкретной численности евреев, ныне живущих в Армении, но по данным переписи населения 1989 года здесь проживало 676 евреев.

Община немногочисленна и сейчас насчитывает, возможно, несколько сот человек. Состоит она в основном из представителей научно-технической интеллигенции, приехавших в Армению из России, Белорусии и других регионов СССР; большая частьобосновалась в Армении в результате смешанных браков. Среди еврейских женщин - достаточно высокая доля брачного партнерства с армянскими мужчинами. Большинство живут в столице.

Несмотря на немногочисленность общины, активно работают еврейские общественные организации и культурные общества, действует синагога.

Общественные организации

1. Еврейский культурный центр "Менора"

Председатель - В. Вайнер
Адрес: г. Ереван, ул. Вардананц, 5а, кв. 113; тел. 52-58-82.

2. Еврейская община Армении

Председатель - Р. Варжапетян
Адрес: г. Ереван, ул. Грибоедова, 2/1, кв. 49; тел. 23-65-33, 53-49-24.

Езиды

Езиды (самоназвание эзди) - этно-конфессиональная группа, основной характеристикой идентитета которой является религия - езидизм, или шарфадин (как называют ее сами езиды). Езидизм сформировался в период 11-13 веков в Северном Ираке (Синджар), который и по сей день остается главным духовным центром этой религии. Здесь, в долине Лалеш, расположены главные святыни езидов.

Езиды живут также в Сирии, Турции, Грузии, странах Западной Европы (в основном - в Германии), а также в России (Краснодарский край, Владимирская, Ярославская, Московская обл. и т.д.).

Народная культура езидов, богатейший фольклор, социальная структура езидского общества, а также обычаи и нормы - все обусловлено уникальным религиозным мировоззрением этого народа. Езидизм долгое время оставался загадкой для исследователей, путешественников и даже живущих по соседству народов из-за закрытости общества и эзотеричности исповедываемой доктрины. Результатом этого неведения стал ошибочно применяемый к езидам эпитет "дьяволопоклонники" (Devil-worshippers, Satan.s worshippers, Teufelsanbetern, adorateurs du diable). Езидизм - синкретическое учение. Вера в Единого Бога сочетается в нем с поклонением Святой Триаде - Малак Тавусу (Ангелу-Павлину), Шейху Ади и Султану Езиду (все они - инкарнации Единого Бога), а также с довольно обширным народным пантеоном, включающим ряд божеств, святых и покровителей, имеющих свои параллели и в иранской и в семитской традициях. Малак-Тавус - главный член Святой Триады - амбивалентная фигура, в которой черты и атрибуты божества сочетаются с характеристиками падшего ангела. Именно поэтому в езидизме существует так называемая апология сатаны - запрет какой-либо хулы в его адрес и даже табу на само слово "сатана, дьявол"'. Данный факт в сочетании с уже упомянутыми закрытостью общины (езидизм нельзя принять - езидом можно родиться лишь от отца и матери-езидов) и послужил, вероятно, продолжительному неверному восприятию езидизма окружающими и возникновению эпитета "дьяволопоклонники". Апология сатаны во многом сближает езидское учение с суфизмом, элементы которого прослеживаются и в некоторых других аспектах этой уникальной религии.

Большинство характерных черт езидизма отражены в образцах богатейшего народного творчества, бережно хранимого езидами на протяжении веков. Так называемые Священные писания езидов - "Книга Откровения" и "Черное Писание" - содержат значительно меньше информации о езидском учении, нежели образцы религиозного и ритуального фольклора.

Езидское общество - кастовое и включает три основных составляющих: шейхи, пиры (духовенство) и мриды (миряне). Безусловно, иерархия езидского общества гораздо сложнее и представлена еще несколькими прослойками (напр., кочаки, факиры, каввалы, фарраши и проч.), которые, однако, являются актуальными лишь для духовного центра езидизма, где они имеют функциональную значимость: храмовая служба, организация общих праздников и т.д. В диаспоре же, как правило, абсолютно необходимым является наличие трех основных каст. Каждому езиду, независимо от кастовой принадлежности, предписано иметь духовных наставников из шейхской и пирской семей и, прежде всего, "брата" или "сестру загробной жизни". Духовное наставничество - важнейший элемент езидского общества, основа сохранения культуры, религии, самосознания. Ни одно сколь-нибудь значимое событие в жизни езида не происходит без участия духовных наставников. Помимо прочего, важная задача духовного руководства сохранение трех базовых принципов езидизма, определяющих принадлежность человека к езидской общине: недопустимость кастового смешения, недопустимость браков с иноверцами, непреклонное следование законам езидской веры.

Езиды говорят на курманджи, северокурдском наречии (принадлежащем к северо-западной группе иранских диалектов), но сами называют свой язык эздыки, подчеркивая тем самым на свою самобытность.

Вообще, многовековое выкристаллизовывание езидского идентитета привело к тому, что неотделимыми составляющими самосознания езидов стали четкая сепаратизированность от ислама в религиозном плане и от курдов - в этническом. Во многом этому способствовали и постоянные гонения, которым подвергались езиды в Османской имеперии со стороны турок и курдов, наряду со многими христианскими народами (армянами, греками, ассирийцами). О преследованиях езидов повествуют многочисленные источники, в том числе отчеты христианских миссионеров позднего средневековья, докладывающих о бедственном положении собственной паствы, а заодно и других немусульманских меньшинств. Результатом этих гонений и стало переселение езидов в Закавказье в середине XIX века и позднее - в начале XX века - в Армению, а отсюда в дальнейшем и в Грузию. Эти две страны с дружественной христианской средой за последние двести лет стали родиной для этого небольшого народа.

Именно в Армении в 20-х годах XX века были открыты первые школы для езидских детей, здесь вышел в свет первый езидский букварь. Из стен Геворгяновской семинарии Эчмиадзина вышел одни из первых представителей езидской интеллигенции - Усуб-бек, член парламента первой Армянской Республики (в 1918-1920 годах).

Отсутствие метрополии указывает на необходимость специальных мер, направленных на сохранение уникальной негосударственной культуры, стоявшей перед угрозой исчезновения всякий раз, когда ставилась под сомнение идентичность самих езидов.

Ярким примеров тому служат все переписи населения Советского Союза, проведенные с 1930-х и до конца 1980-х годов. Ни в одной из них езиды не выделены в отдельное меньшинство. Политика унификации малых народов, а тем более этно-конфессиональных меньшинств, наличие которых игнорировалось в атеистической системе, привело к тому, что езиды полностью отождествялись с курдами исходя главным образом из языковой принадлежности. Однако последние годы существования СССР для многих народов характеризовались резким подъемом самосознания.

Вспыхнувшее в конце 80-х годов в Армении Езидское движение завершилось призывом к созванному 30 сентября 1989 г. III Всеармянскому Съезду езидов (первые два съезда прошли на заре истории Армянской СССР - в 1921 и 1923 гг.) потребовать от властей официального признания собственного идентитета. В результате уже во Всесоюзной переписи населения 1989 г. езиды представлены отдельным меньшинством. По данным той же переписи, на территорри Армении насчитывалось 52700 езидов. Таким образом, из примерно 60 000 человек, некогда причисляемых к курдам Армении, 88 % назвали себя езидами.

Признание езидской идентичности создало возможности для возрождения езидской общины: была основана езидская программа на Национальном радио Армении, начала издаваться газета "Данге Эздия" ("Голос езидов"), возникли общественные организации, представляющие интересы езидского меньшинства, при Совете министров РА был зарегистрирован Езидский Духовный Совет и т.д.

В местах компактного проживания езидов в школах преподается родной язык. Практически все езиды владеют, наряду с родным, также и армянским языком, достаточно высокий процент знает русский. В настоящее время в Армении езиды пользуются для письма кириллицей, хотя в зависимости от мест приживания в разное время езиды использовали или и по сей день используют различную графику: арабскую (в Ираке и Сирии), латинскую (в Турции и Европе), армянскую (в Армении) и т.д.

В Армении езиды проживают компактно и дисперсно преимущественно в сельской местности Арагацского, Армавирского, Аштаракского, Талинского, Арташатского, Абовянского, Эчмиадзинского, Масисского и др. районов, а также в городах: Ереване, Эчмиадзине, Армавире, Аштараке, Арташате, Гюмри и т.д.

В большинстве своем езиды - носители традиционного уклада жизни. Отгонное скотоводство - основной род занятий, хотя многие сельские жители занимаются и садоводством. Надо отметить, что согласно проведенным Кавказским центром иранистики исследованиям и широкому анкетированию в рамках программы "Езиды Армении: современное состояние общины", большинство езидов, в том числе и из сельской местности, имеют специальность (механиков, слесарей и т.д.), однако предпочитают традиционый род занятий, который иногда совмещают и с другими видами деятельности. Езидская интеллигенция - журналисты, юристы, врачи - в основном жители городов. В целом, среди езидов отмечен невысокий уровень вовлеченности в административные структуры, однако в последние годы, во многом благодаря созданию общественных организаций и т.д., наметились тенденции большего вовлечения представителей езидского меньшинства в общественно-политическую жизнь республики, в работу государственных органов. Езиды Армении неоднократно демонстрировали высокий патриотизм, в том числе и в период Карабахского конфликта, когда многие из них сражались добровольцами, а 44 человека геройски погибли на фронте.

Учитывая высокий уровень экономической миграции из Армении, численность езидов, безусловно, сократилась, возможно, до 45 тысяч человек. Среди переселенцев большинство - миряне; представители же духовных каст, на которых возложена важная миссия сохранения традиции, в меньшей степени подвержены миграционным процессам. Переселенцы основали новые общины в России, но поддерживают связи с родиной, где почти у всех остались родственники и духовные наставники.

Российские и европейские общины, возникшие в основном в последние два десятилетия XX столетия, имеют свою специфику. В России эта специфика обусловлена пестрой этнической средой (как, например, в Краснодарском крае), неполноценностью общин (отсутствием представителей духовных каст, а следовательно - духовного наставничества), а также необходимостью быстрой интеграции в условиях новой экономической среды. Несмотря на латентное ассимилирующее влияние среды, на сегодняшний день езиды в России четко сохраняют свое самосознание и стремятся к сохранению языка, традиций, духовной культуры.

В Германии же трансформация самосознания переселенцев уже привела к возникновению нового, сложного идентитета езидов-курдов, ставшего результатом вовлечения езидов в культурную и политическую орбиту курдского движения, причастность к которому обещает езидам бoльшие интеграционные возможности. Объективные исторические процессы трансформации культур и идентитетов, достаточно типичные для современного мира - еще одно подтверждение необходимости особого внимания к уникальным негосударственным культурам.

В Армении существуют давние академические и культурные традиции изучения езидов, их культуры, религии и т.д.: в XIX-начале XX веков первые труды по антропологии, этнографии, истории и фольклору езидов были изданы армянскими учеными, в Советской Армении по проблемам езидской религии, культуры, этнографии также издавалоь большое количество работ. Однако все исследования и труды, посвященные данной проблематике, в условиях отрицания езидского идентитета официально именовались курдологическими. В Армении были созданы первые документальные фильмы о жизни езидов, представляющие собой большую этнографическую ценность.

Проблемами езидизма, изучением езидской религии, истории, культуры активно занимается армянская востоковедческая наука в рамках академической деятельности Кавказского центра иранистики в Ереване и Кафедры иранистики ЕГУ. Это - одно из наиболее успешных и перспективных направлений современной иранистики: только за последние годы в Армении и за рубежем вышли ряд академических публикаций армянских востоковедов по различным вопросам езидологии, изданы с переводом на армянский и английский языки езидские религиозные тексты, готовится к печати большая монографическая работа по религии езидов.

Наличие этноконфессионального езидского меньшинства в палитре меньшинств в целом моноэтнической и моноконфессиональной страны - в равной степени и достояние, обогащающее нашу культуру, и определенная степень ответственности для государства, обязанного способствовать сохранению и развитию народа, однозначно считающего Армению своей родиной и вот уже два столетия всецело разделяющего ее судьбу.

Езидская программа Национального радио РА
Руководитель - Х. Тамоян
Адрес: г. Ереван, ул. Мравяна, 2; тел.: 52-07-73

Езидский Духовный Совет при Комитете
по делам религий при Совете министров РА
Председатель - Шейх Хасане Калаш (Хасан Хасанян)

Общественные организации

1. Национальный комитет езидов
Председатель - Т. Наматян
Адрес: г.Ереван, ул. Анахта, 23, 3-й этаж; тел.: 24-00-68

2. Национальный союз езидов Армении и мира
Председатель - А. Аджоян-Тамоян
Адрес: г. Ереван. Ул. Аршакунян, 2, 2-й этаж, тел. 53-86-91

3. Езидский национальный союз
Председатель - А. Аджоян
Адрес: Котайкский район, село Зовуни

Курды

Курды - один из ираноязычных народов Передней Азии. Самоназвание - курд,курмандж. Язык принадлежит к северо-западной группе иранских диалектов. Географический ареал распространения курдов охватывает территорию нескольких государств. Общее число, по приблизительным оценкам, составляет от 17 до 20 миллионов, из них: в Турции - 7 млн., в Иране - 5-6- млн., в Ираке - 4 млн., в Сирии - 1-2 млн. Несколько десятков тысяч курдов живут в странах СНГ, в основном в Азербайджане, Казахстане, Туркменистане. За последние десятилетия XX века сформировались значительные курдские общины в Западной Европе (в основном в Германии). При этом этноним курд, в качестве обозначения отдельного народа имеющий довольно позднюю традицию (с XIX века), объединяет весьма разнородную в этническом, языковом и конфессиональном планах группу племен и племенных конфедераций.

Большинство курдов исповедует шафиитский мазхаб ортодоксального, суннитского ислама, а также принадлежат к суфийским орденам (кадирийа и накшбандийа). Остальные - в основном крайние шииты-алевиты и т.д.

Этническая территория племен-носителей протокурдских диалектов - центральные райноы нынешнего Ирана, откуда они распространились на север, в частности, в области северной Месопотамии до границ южной Армении. Однако, массовое проникновение курдов на территорию Западной Армении (Восточная Анатолия) имело место в начале XVI века, после Чалдыранской битвы 1514 года между Турцией и Ираном, когда Османские власти стали целенаправлено заселять армянские земли курдами для создания антииранского плацдарма.

В Восточной Армении (нынешняя Республика Армения) курды появились в начале XIX века (в 1813, 1818 годах), причем позднее - до конца XIX века - большинство из них пересилилось на территории нынешней Азербайджанской Республики, в конфессионально родственную среду, где сейчас проживают до 150 000 курдов.

В Армении, учитывая вопрос езидского идентитета, проживало до 6 тысяч курдов, в основном - в азербайджанских анклавах. Большинство из них, в силу конфессиональной и культурной общности (дети посещали азербайджанские школы), смешанных браков и т.д. покинули Армению вместе с азербайджанцами после начала Карабахского противостояния, несмотря на усилия армянских властей и общественности предотвратить переселение народов из страны.

В настоящее время курдская интеллигенция, проживающая в основном в городах, а также сельские жители, дисперсно проживающие в Абовянском и Масисском районах насчитывают до 1000 человек.

В Армении существуют школы с преподаванием курманджи. Кроме родного языка, все курды свободно владеют армянским, а представители интеллигенции еще и русским.

Сельское население занято в основоном в земледелии, садоводстве, возделывании бахчевых культур. Курдская интеллигенция Армении - инженеры, юристы, врачи, ученые - принимает достаточно активное участие в общественной жизни: при государственном содействии издается курдская газета "Рйа таза" ("Новый путь") - некогда единственная курдская газета на территории всего Советского Союза, вещаются радиопередачи на курдском языке. В настоящее время разрабатываются новые учебные пособия для школ. В Союзе писателей Республики Армения существует отделение курдских писателей Армении.

В армянской востоковедческой науке существуют давние традиции курдоведения. Нигде в мире за последние десятилетия не издавалось такое количество научной - по проблемам курдологии, а также переводной и художественной литературы на курдском языке, как в Армении. Здесь же были сняты первые фильмы курдах, содержащие богатейший этнографический материал.

В свое время Институт востоковедения Академии наук РА, а ныне Кавказский центр иранистики и кафедра иранистики ЕГУ активно занимаются вопросами курдского языка, литературы, истории, этнографии. На кафедре иранистики ЕГУ с 1996 года введено преподавание курдского языка, а с 2002 на уровне магистратуры открыто отделение курдологии.

Общественные организации

1. Комитет Курдистан
Председатель - К. Чачанян
Адрес: г. Ереван, ул. Теряна, 62/19; тел. 58-22-07.

2. Совет курдской интеллигенции
Председатель - А. Сардарян
Адрес: г. Ереван, ул. Аршакуняц, 2, XII этаж; тел. 52-96-12.

Немцы

Самоназвание - дойче. Говорят на немецком языке, относящемся к германской группе индоевропейской языковой семьи. Письменность - на основе латинского алфавита. Относятся к различным конфессиональным группам: католики, лютеране, а также сектанты - баптисты, адвентисты, меннониты, пятидесятники и пр.

В Закавказье немецкие колонии появляются в 1817-1819 годах. Это в основном выходцы из Вюртенберга, воодушевленные идеей встретить конец света у подножия священной горы Арарат. Позже к немецким общинам примкнули и переселенцы других национальностей - выходцы из Западной Европы: швейцарцы, голландцы, итальянцы.

В современной Армении нет мест компактного проживания немцев. Это небольшая община - менее ста семей, большинство из которых живут в Ереване, остальные - в Ванадзоре, Гюмри, Армавире, Абовяне, Гарни, Бюракане, в Ноемберянском и Арташатском районах и других местах.

Городские немцы - в основном интеллигенция, жители сельской местности - крестьяне.

Большинство немцев Армении - русскоязычны. Немецкий язык изучают в качестве иностранного в рамках программы общеобразовательной школы. Языковой фактор, наряду с экономическими проблемами последних лет, а также возможностью выехать на историческую родину - в Германию, в значительной степени повлиял на миграционные процессы среди немцев.

Община активно сотрудничает с Немецким учебным и культурным центром Армении (DLKZ), помогающим в организации языковых курсов, проведении культурных мероприятий и т.д.

Общественные организации

<P1. Общество немцев РА "Источник"
Председатель - А. Яскорский.
Адрес: г. Ереван, ул. Пушкина, 14; тел. 58-03-00.

 

Поляки

Самоназвание - поляци. Говорят на польском языке, принадлежащем к западнославянской группе индоевропейской языковой семьи. Письмо - на основе латинской графики. В основном - католики, есть незначительное число протестантов. Проживающие в странах СНГ поляки подверглись ассимиляции во многих ее проявлениях - языковой, культурной и т.д.

В Армении поляки появились в начале XIX века. Это - военные русской царской армии, служившие в Закавказье и в Турции и создавшие здесь семьи: та часть их, которая изначально поселилась в Западной Армении, после геноцида 1915 года перебралась в Восточную Армению, находившуюся в составе Российской империи. Среди первых переселенцев-поляков были и сосланные на Кавказ за участие в политической "смуте". Однако, большинство поляков, живущих ныне в Армении, оказались здесь в середине XX века в результате массовых ссылок польских военных Советскими властями в 1939 году в отдаленные регионы СССР, откуда некоторые позже перебрались в Закавказье, а также в результате эвакуации из Западной Украины во время II мировой войны.

Численность поляков в Армении очень незначительна - возможно, несколько сот человек. Более точные данные отсутствуют, поскольку зачастую при переписи населения полякам целесообразнее было числиться русскими, украинцами и т.д.

Проживают дисперсно, в основном в городах Ереване, Гюмри, Спитаке, Ванадзоре, Эчмиадзине.

Поляки Армении - русскоязычны, хотя многие владеют в той или иной мере армянским. Почти никто не владеет польским языком. Однако в последние годы прослеживается увеличение интереса к собственной культуре, истории и т.д. - феномен, свойственный практически всем народам, проживающим на территории бывшего Советского Союза.

Большинство поляков Армении - представители интеллигенции: педагоги, инженеры, музыканты, юристы и т.д. Много смешанных браков, в том числе с армянами. Миграция крайне незначительна.

Общественные организации

1. Польская благотворительная общественная организация "Полония"
Председатель - А. Кузьминская
Адрес: г. Ереван, ул. Комитаса, 65, кв. 55; тел. 23-16-30 56-80-04

Русские

Русские (самоназвание) - восточнославянский народ, внесший значительный вклад в общеславянскую и мировую культуру. Наиболее ранние контакты русских и армян восходят к XI веку, когда на территории Киевской Руси появились первые армянские поселения. Далее, при Петре Великом, также отмечаются живые армяно-русские сношения, не говоря об активной деятельности армянского купечества и представителей военно-политических кругов на российском пространстве, имевшей место на протяжении почти всего существования государства Российского.

Однако, наличие более или менее существенного русского этнического элемента в Армении отмечается лишь после вхождения Восточной Армении в состав Российской империи в первой половине XIX века. Русские сектанты, чиновничество, воинские части и т.д. - первые проявления русского присутствия на демографической карте Восточной Армении. А существенный приток русских в Армению имел место только после установления советской власти.

Наибольшее число русских отмечено к концу 1970-х годов - 70 тысяч человек, включая молокан. Но уже по всесоюзной переписи населения 1989 года это количество снизилось до 51 тысячи человек. А к настоящему времени, в силу общих миграционных процессов, в республике осталось не более 7-8 тыс. русских, не считая молокан.

Несмотря на численное сокращение русского населения в Армении, тем не менее, позиции русского языка остались устойчивыми: имеются русские газеты, общества, теле- и радиопередачи; издается довольно обширная литература на русском языке - научная, общеобразовательная, художественная и пр. Недавно создан армяно-российский Славянский университет, преподавание в котором ведется на русском языке, действуют факультеты русского языка в Ереванском государственном университете и в лингвистическом университете им. В. Брюсова, имеются русские школы, классы и т.д.

Общественные Организации

1. Славянский культурный и спортивно-оздоровительный центр
Председатель - О. Марокин
Адрес: Ереван, ул. Шрджанаин, 2/2

2. Благотворительный союз русских -"Березка"
Председатель - М. Злобина

3. Русская православная община "Покрово-Богородицкий"
Председатель - И. Абакумова
Адрес: Ереван, ул. Канакерци 54/1, кв. 5.

4. Общество друзей Армении
Председатель - Зиновьев
Адрес: тел. 53-44-38

5. Русское православное благотворительное общество "Светлана"
Председатель - М. Юртана
Адрес: г.Ереван, IV ул. Гастелло, дом 20, кв. 2; тел. 24-08-09

Молокане

Молокане - конфессиональная группа, потомки русских сектантов, высланных из России в Закавказье еще в начале XIX века.

Не признавая религиозных атрибутов, рассматриваемых ими как элементы идолопоклонства, и не соблюдая принятых в православии норм ортопраксии (например, поста, во время которого они употребляли в пищу скоромные продукты, в том числе молоко, что и послужило возникновению названия секты), молокане столкнулись с гонениями на родине и вынуждены были переселяться в самые отдаленные регионы - от Сибири и Алатая, до Крыма и Средней Азии. В Закавказье молоканам было разрешено селиться лишь в пограничных губерниях: Тифлисской, Эриванской, Елизаветопольской и Шемахинской.

Адаптация к новым условиям и контакты с местным населением привели к тому, что к традиционному роду занятий молокан - земледелию - добавились скотоводство, ремесла и т.д. Общины закавказских молокан были во всех отношениях процветающими вплоть до 30-х годов XX века - начала политики раскулачивания в СССР. Разорение крестьянских хозяйств повлекло массовое переселение молокан в города. В настоящее время в городах молокане заняты в основном в коммунальном хозяйстве и на строительных работах. Среди горожан-молокан есть и небольшой процент интеллигенции.

За последнее десятилетие был отмечен достаточно высокий уровень миграции среди молокан, хотя он меньше чем в целом среди русского населения. В данном случае миграция носит не только экономический характер, но и культурный и является результатом сокращения числа учебных заведений на русском языке после обретения Арменией независимости.

Сегодня молокане проживают в основном в городах Ереване, Ванадзоре, Дилижане, Раздане, Севане, а также в селе Фиолетово, в Таширском районе и в Красносельске. Общая численность молокан - примерно 5000 человек. Среди них практически отсутствуют смешанные браки.

Молокане Армении получают образование в русских школах или классах. Наряду с родным русским языком владеют и разговорным армянским.

В большинстве своем молокане, будучи сектантами, сохраняют общинный менталитет. Это позволило им на протяжении почти двух веков бережно сохранять свои культурные и религиозные традиции и обычаи. С другой стороны, отдельные случаи активной интеграции среди молокан практически всегда приводили к отходу от сектантства, что отнюдь не обязательно означало утраты самосознания. Это особенно хорошо прослеживается на примерах молокан, отошедших от традиционного уклада, которые, получив высшее образование, занимались административной, научной и прочими видами деятельности.

Общественные организации

1. "Фонд помощи и содействия российским соотечественникам"
Председатель - И. Семенов.
Адрес: г.Ереван. ул. Орбели, 10, кв. 16; тел. 22-89-33, 39-08-63.

Украинцы

Украинцы (самоназвание), в России назывались также черкасами (в XVI-XVII веках), а также малороссиянами, малороссами, южнороссами (до 20 века). Говорят на украинском языке, относящемся к восточнославянской ветви индоевропейский языковой семьи.

Достаточно высокий процент украинцев, проживающих за пределами Украины в странах СНГ, подверглись языковой ассимиляции, в том числе и украинцы Армении, которые в большинстве своем русскоязычны.

Основная часть украинцев исповедует православие, остальные, главным образом в западных регионах Украины, - греко-католики.

В Армении первые украинцы появились в середине XIX века в результате переселения в Закавказье малороссийских казаков с целью укрепления южных рубежей империи. Среди переселенцев основным родом занятий было земледелие.

Значительно пополнилось украинское население Армении уже в cоветский период, когда в республику приезжали в основном представители интеллигенции - инженеры, педагоги, научные работники. Помимо этого, переселение в Армению часто становилось результатом смешаных браков.

По данным переписи 1989 года, в Армении проживало 8,3 тысячи украинцев. Однако, учитывая миграционные процессы последнего десятилетия, сегодня это число, скорее всего, уменьшилось вдвое. Помимо экономических причин миграции, сыграли свою роль принятие "Закона о языке" в независимой Армении, сокращение числа русских школ, где обучались дети из украинских семей, а также выезд военнослужащих в результате распада Советского Союза.

В Армении украинцы проживают в основном дисперсно: в городах - Ереване, Гюмри, Ванадзоре, Дилижане, а также в Абовянском, Разданском, Чаренцаванском, Эчмиадзинском, Севанском, Ахурянском, Араратском, Масисском, Мегринском, Варденисском районах. Половина из них - представители технической интеллигенции, а также врачи, преподаватели, экономисты, юристы и прочие.

После распада СССР и обретения Украиной государственности усилилась тенденция возрождения национальной культуры, в том числе в украинской диаспоре. Возросло чувство этнического самосознания, а вместе с ним - интерес с родному языку, истории, культуре, что повлекло за собой объединение украинцев в национальные общины. Благодаря усилиям украинской общины созданы музыкальные народные коллективы, открыта воскресная школа для изучения украинского языка, издается двуязычная (на украинском и армянском языках) газета "Днипро". На базе Национального радио Армении ведется радиовещание на украинском языке.

Общественные организации

1. Федерация армянских украинцев "Украина"
Председатель - Р. Явир
Адрес: г. Ереван, ул. Гюльбенкян, 2/1, кв. 52; тел.: 25-81-01, 54-54-09

2. Благотворительный фонд "Украина"
Председатель - В. Очередко
Адрес: г. Ереван, ул. Гюльбенкяна, 2/1, кв. 52.

Прочие народы

Кроме обзорно представленных в данной работе меньшинств, в Армении проживают и представители других этнических групп, которые в силу малочисленности и дисперсного проживания либо не имеют организационной представленности, либо, даже имея таковую, выступают в рамках численно превосходящего меньшинства. Таковы, например, белорусы, насчитывающие в Армении порядка 160 человек, которые, будучи не просто русскоязычными, но и этнически близкими русским, выступают в рамках русского меньшинства. Можно отметить также представителей литовцев, среднеазиатских народов, азербайджанцев, татар, персов, индийцев, афганцев, арабов. Большинство живут в Армении в силу матримониальных отношений с армянами. Часть получила вид на жительство в качестве политических эмигрантов или бизнесменов, ведущих долгосрочные коммерческие дела в Армении.

Общественные организации

1. Общество белорусов Еревана
Председатель - В. Варужан-Криштолик
Адрес: г. Ереван, ул. Гоголя, 5, кв. 7; тел. 39-59-38.

2. Союз национальностей РА
Председатель - В. Чатоев
Адрес: г. Ереван, ул. Тигран-меци, 8, кв. 16, тел. 52-55-94.

Субэтнические группы армян

Из некогда довольно многочисленных субэтнических групп армян - армянских цыган и татов-армян - сегодня в Армении живет лишь мизерное число их представителей. Причина этого - в том, что главными ареалами проживания обеих групп были иные регионы исторической Армении, а не Восточная Армения, частью которой является нынешняя Республика Армения.

Армянские цыгане жили главным образом в Васпураканской провинции и Эрзрумском вилайете (современная Турция), в Джавахке (на юге нынешней Грузии) и в Тифлисе. Армянские таты компактно населяли ряд деревень (в начале XIX века - несколько десятков) на Апшеронском полуострове (нынешняя Азербайджанская республика) - в основном селения Кильвар, Мадраса и Хачмас.

Армянские цыгане, имеющие особый этноним - боша, являются христианами армянского григорианского толка - последователями Армянской Апостольской Церкви. Они - потомки цыган, пришедших в Армению, видимо, в первых столетиях второго тысячелетия н.э. (то есть в XI-XIII веках) как часть большой миграции цыган с их исторической родины - восточной Индии. Арменизация цыган, осевших на территории Армении, произошла, вероятно, в XIV-XVI веках, во всяком случае уже к началу XIX века все они имели армянское самосознание, хотя и сохраняли свой язык (один из индо-арийских диалектов), особый быт, уклад жизни и чувство принадлежности к своей группе. Кстати, ряд армянских деятелей науки и культуры XIX века были выходцами из цыганских (боша) семей.

Армянский цыганский ономастикон (система имен и фамилий), а также все личностные атрибуты - армянские. Учитывая армянское самосознание и одновременно самобытность, армянских цыган следует отнести к числу групп с так называемым сложным идентитетом.

Традиционная эндогамия цыган к настоящему времени уже не соблюдается: смешанные браки с армянами-нецыганами стали общим явлением.

Язык армянских цыган, занимающий особое место в системе цыганских диалектов, еще в XIX веке употреблялся главным образом в домашних условиях и, скорее, в качестве секретного языка, арго. Ныне им владеют лишь люди старшего поколения, и то - в довольно искаженном виде.

Армянские цыгане живут в Ереване, Гюмри и в городах Ахалкалак и Ахалцихе Грузии. Основной вид хозяйственной деятельности - распространенное в целом среди оседлых цыган кузнечное дело, плетение корзин, изготовление домашней утвари. В отличие от других цыган, боша не занимаются гаданием и магией.

Численность армянских цыган определить невозможно, но по приблизительным данным их число в Армении и Грузии может достигать нескольких тысяч человек.

Что касается татов-армян, им, как и боша, свойственны все характеристики армянства - ономастикон, григорианское вероисповедание, армянское самосознание и т.д. Одновременно с этим таты сохраняют свой язык и чувство собственной самобытности, хотя и на чисто бытовом уровне. На уровне же общественных отношений практически все грани и отличительные черты стираются.

Таты-армяне говорят на особом языке, являющимся одним из северо-западных иранских диалектов; они называют его фарси, т.е. "персидский" (Persian). Теперь уже этим языком владеют, к сожалению, только люди в возрасте старше 50 лет.

В настоящее время в Армении армяне-таты компактно проживают в селе Новая Мадраса близ города Аштарак. Деревня основана переселенцами из Азербайджана, где с началом Карабахского конфликта деревни армян-татов подверглись погромам, а их обитатели были вынуждены эмигрировать в Россию и Армению. Ныне в селении Новая Мадраса проживают около ста семей татов-армян.

Автор: Гарник Асатрян, Виктория Аракелова; источник: Представительство ОБСЕ в Ереване

Знаешь больше? Не молчи!
Lt feedback banner
Лента новостей

26 мая 2017, 20:03

26 мая 2017, 19:08

  • 528 жилых домов подтоплены на Ставрополье

    Жилые дома и придомовые территории подтоплены в 20 населенных пунктах Ставрополья, сообщило МЧС. По данным Ставропольского Гидрометцентра, опасный уровень воды на реках сохранится по 29 мая.

26 мая 2017, 18:52

  • Один человек погиб и шестеро пострадали при ДТП в Дагестане

    Авария с участием внедорожника и грузового автомобиля произошла в Дербентском районе. Один из пострадавших находится в тяжелом состоянии, у остальных травмы средней тяжести, сообщили корреспонденту "Кавказского узла" в Минздраве Дагестана.

26 мая 2017, 18:01

26 мая 2017, 17:57

Архив новостей