Хозяева Марина и Николай Удовиченко показывают свой дом где проходил обыск на ул. Севастопольская 2а. Фото Светланы Кравченко для "Кавказского узла"

18 января 2017, 14:30

Семейная пара в Сочи потребовала признать незаконным обыск в их доме

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Супруги Удовиченко из Сочи подали заявление в Краснодарский краевой суд с просьбой отменить решение Хостинского райсуда о признании законным обыска в их доме, в ходе которого обнаружены наркотики. Правоохранители настаивают, что обыск был делом срочным. Пока же уголовное дело по поводу найденных при обыске наркотиков приостановлено.

Сообщение от Удовиченко с просьбой вывести на "чистую воду" правоохранителей, поступило на смс-сервис "Кавказского узла" 16 января.

Удовиченко опасаются возможных провокаций в адрес членов их семьи после обнаружения в их доме наркотика

Марина и Николай Удовиченко сообщили корреспонденту "Кавказского узла", что 17 января ими в крайсуд подана жалоба на постановление Хостинского районного суда, рассматривавшего законность проведенного в ночь на 7 апреля 2016 года обыска в их доме в Сочи. Жалоба была подана через канцелярию Хостинского райсуда.

Марина и Николай Яковенко показывают свой дом, где проходил обыск. Фото Светланы Кравченко для "Кавказского узла"Постановление суда о законности обыска было вынесено 7 апреля 2016 года, после проведения обыска. Супруги Удовиченко заявляют, что им потребовалось 10 месяцев, чтобы добиться от правоохранителей выдать им судебный акт. Они получили постановление лишь 16 января 2017 года. В связи с этим они вместе с жалобой на постановление суда подали заявление с просьбой о восстановлении срока обжалования судебного акта.

Сотрудник канцелярии Хостинского райсуда подтвердил поступление жалобы от Удовиченко. "Жалоба будет передана судье, принимавшей постановление. В течение пяти суток она должна принять решение об отправке жалобы в крайсуд. О дате заседания в крайсуде подателям жалобы сообщат посредством смс-сообщения", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник канцелярии суда.

Как заявляют Марина и Николай Удовиченко, проводившие в их доме обыск люди не сообщили им, что именно ищут, не предъявили санкционирующие обыск документы. Кроме того, по словам Удовиченко, лишь один из участников обыска предъявил удостоверение, а обнаружение наркотика в душевом помещении прошло без свидетеля и было анонсировано одним из участников обыска.

По словам 58-летней Марины Удовиченко, работающей переводчиком, правоохранители пришли в их частный дом в Сочи по улице Севастопольской 6 апреля 2016 года в 22.00 вечера.

"Потребовали открыть и назвали целью прихода желание увидеть нашего взрослого сына. Мы открыли и пояснили, что сын с нами не живет длительное время, он взрослый и самостоятельный человек. Эти люди, не представившись, не предоставив постановление суда о проведении обыска, заявили, что будут проводить у нас обыск, пояснив, что на сына "кто-то указал", - рассказала Марина Удовиченко.

Женщина отмечает, что приняла сразу пришедших за бандитов, так как они отобрали у хозяев дома телефоны, не дав позвонить на "горячую линию" МВД, а также потребовали добровольно выложить золото.

Николай Яковенко показывает свой дом, где проходил обыск. Фото Светланы Кравченко для "Кавказского узла""Я ответила, что у нас нет золота, мы небогатые люди, и попросила представиться всех, кто вошел в наш дом без документов. На мою просьбу отреагировал только один из десяти присутствующих. Он показал свое удостоверение, я запомнила фамилию", - говорит Марина Удовиченко.

По ее словам, обыск на первом этаже дома продолжался примерно до 01.00 ночи, затем часть участников обыска поднялась на второй этаж. В одну из комнат здесь они зашли без хозяев.

"За столом все это время сидела женщина. Она вела какие-то записи, разговаривала, нецензурно выражаясь. Участников обыска очень интересовала моя зарплата. Когда они ничего не нашли, неизвестный плотного телосложения объявил: "Сейчас начнется самое главное", - вспоминает Марина Удовиченко.

Ее супруг, 60-летний композитор Николай Удовиченко продолжил рассказ о событиях той ночи, сообщив, что во время обыска проводившие его люди выходили на улицу, а примерно в 02.00 ночи, закончив обыск в доме, правоохранители попросили показать отдельно стоящее от дома душевое помещение.

"Так как у нас второй этаж не достроен, и душ в доме еще не сделан, то мы пользуемся душем в этом отдельно стоящем помещении с печным отоплением и с открытой форточкой, выходящей на тротуар у проезжей части дороги. Душевой отсек и преддушевая были тщательно проверены четырьмя неизвестными в моем присутствии. Закончив обыск в душевом помещении, все вышли вместе со мной на улицу", - рассказал мужчина.

По словам Удовиченко, после осмотра душевой участники обыска решили сломать в ней пристенок, и мужчина отправился за шуруповертом, чтобы сделать это аккуратно.

"Когда я взял шуруповерт, несколько человек пошли за мной, а часть осталась во дворе", - говорит хозяин дома.

По словам Марины Удовиченко, которая смотрела из окна дома во двор, как раз в этот момент один из участников обыска зашел в душевую и стал звать понятых. "Выяснилось, что якобы он обнаружил там неизвестный нам большой кулек с сомнительным содержимым. Мой супруг тут же побежал в душевую, и я услышала громкую фразу Николая: "Так поступать неприлично, вы же уже провели обыск, и там ничего не было!" Потом я опять услышала, как муж говорит ему: "Ну зачем вы это делаете, так нельзя поступать!" - рассказала женщина.

По ее словам, эту находку участники обыска внесли в дом примерно в 03.30 мск. "Это были какие-то вульгарные штаны цвета бордо, которых мы никогда не видели и которые никому из нас не принадлежали. Плотного телосложения мужчина тут же залез в карман этих штанов и показал нам какую-то свернутую банкноту с неясным содержимым", - говорит Марина Удовиченко.

По ее словам, участники обыска составили протокол, который хозяева дома отказались подписывать.

"Мы сразу же обратились во все инстанции и заявили о том, что нам подбросили наркотики", - говорит Марина Удовиченко.

Также, по ее словам, она с супругом просила выдать документы, которые послужили основанием для обыска. "И только 16 января 2017 года мы добились получения постановления суда, которое хоть каким-то образом доказывает, что нам все это не приснилось", - отмечает женщина.

"Мы уверяем, что тема "наркотики" нам чужда, наш сын не наркоман. Все эти обвинения идут вразрез с нашим образом жизни, нашим кругом общения и идеалами и ничего общего с нами не имеют. Мы с мужем 35 лет живем в Сочи вместе. Я занимаюсь переводческой деятельностью, сопровождала действующего генсека ООН и других особ, участвую во всех ключевых событиях города. Муж – музыкант, композитор, в настоящее время достраивает своими руками дом, мы много трудимся. Мы не согласны мириться с тем, что произошло в ночь с 6 на 7 апреля", - говорит Марина Удовиченко.

Она также рассказала, что ее сын не проживает с родителями более трех лет. В настоящее время он находится на заработках в другом городе, имеет свою семью, двоих малолетних детей, работает фрилансером в области компьютерной техники. "К наркотикам сын отношения не имеет. Ключей от нашего дома также не имеет", - отметила женщина.

Марина Яковенко показывает свой дом, где проходил обыск. Фото Светланы Кравченко для "Кавказского узла"Ее сын Ратибор Удовиченко, с которым связалась корреспондент "Кавказского узла, также заявил, что никакого отношения к наркотикам, якобы обнаруженным в доме его родителей не имеет. Ратибор Удовиченко также отметил, что не знает гражданина Белозерова, в отношении которого было возбуждено уголовное дело, в рамках которого, как оказалось, прошел обыск.

По результатам обыска в доме Удовиченко было возбуждено уголовное дело №16191541 по ч.2 ст. 228 (незаконное приобретение, хранение наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов) УК РФ в отношении "неустановленного лица".

В жалобе, поданной в краевой суд (копия жалобы имеется в распоряжении "Кавказского узла"), Марина Удовиченко заявляет о незаконности проведения в ее доме обыска, ссылаясь на статью 182 УПК РФ.

Суд признал обыск законным, а расследование возбужденного по его итогам дела приостановлено

В постановлении судьи Хостинского райсуда Ольги Маслаковой от 7 апреля 2016 года, которое супругам удалось получить 16 января 2017 года, говорится, что обыск в доме Удовиченко был проведен на законных основаниях.

"Следователь отдела по расследованию преступлений на обслуживаемой территории отдела полиции Хостинского района Сочи следственного управления УВД по городу Сочи ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю Пация Т.Ж. 7 апреля 2016 года уведомила суд о производстве обыска в доме № 2-А по переулку Севастопольский города Сочи, в котором проживает Удовиченко Р.Н., 1986 года рождения, у которого могут находиться наркотические средства, предметы, а также иные предметы, изъятые из свободного гражданского оборота, которые могут иметь значение для уголовного дела", - отмечается в постановлении суда, копия которого имеется в распоряжении "Кавказского узла".

В нем отмечается, что, согласно заявлению следователя, "необходимость в безотлагательном производстве обыска по месту жительства Удовиченко Р.Н. была вызвана вероятностью того, что последний мог скрыть следы преступления".

Николай Яковенко показывает печь, откуда в отсутствии хозяев неизвестный полицейский извлек наркотик. Фото Светланы Кравченко для "Кавказского узла"В постановлении суда также указано, что обыск проводился в рамках расследования уголовного дела по части 2 статьи 228 (незаконное приобретение, хранение наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов) УК РФ в отношении некоего Белозерова М.О.

Делом, возбужденным по итогам обыска в доме Удовиченко, занимается следователь отдела полиции по Центральному району УВД Сочи Орлан Гоглоев.

На вопрос корреспондента "Кавказского узла" о том, какие претензии у следствия к семье Удовиченко, Орлан Гоглоев ответил: "Уголовное дело было возбуждено в отношении неустановленного лица. Но так как лицо, которое хранило наркотики в доме Удовиченко пока не установлено, дело было приостановлено".

О том, что нарушений в действиях следователей и полицейских, проводивших обыск в доме Удовиченко, нет, говорится в ответе из прокуратуры Хостинского района Сочи от 29 ноября 2016 года. В письме, адресованном Марине Удовиченко, копия которого имеется в распоряжении "Кавказского узла", указано, что следователи и полицейские "действовали в рамках уголовно-процессуального законодательства", и это подтверждено решением Хостинского райсуда от 7 апреля 2016 года.

Комментариями от представителей следствия, ведущих дело в отношении Белозерова, а также непосредственных участников обыска в доме Удовиченко "Кавказский узел" не располагает.

Правоохранители часто пользуются безграмотностью граждан, считают адвокаты

В последнее время участились называемые правоохранителями "безотлагательными" обыски у людей, которых априори сложно представить преступниками, заявил не имеющий отношения к делу Удовиченко адвокат международной правозащитной группы "Агора" Александр Попков.

Он привел в пример обыски в сентябре 2016 года у лидеров "Экологической вахты по Северному Кавказу" Андрея Рудомахи и Дмитрия Шевченко, подозреваемых в клевете на бывшего вице-губернатора Краснодарского края Александра Ремезкова. Напомним, суд усмотрел нарушения в документах на обыски у лидеров "Эковахты", при этом ходатайство защиты об отмене постановления об обысках суд не удовлетворил.

Марина Яковенко показывает фотографию в своем доме, где проходил обыск. Фото Светланы Кравченко для "Кавказского узла""Случаи, когда правоохранители идут на произвол, участились. Когда вам хотят что-либо подбросить, обезопасить себя сложно, но возможно. Надо знать закон и сразу требовать его соблюдения от тех, кто намерен проводить у вас обыск", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Александр Попков.

"Согласно статье 182 УПК РФ и статье 35 Конституции РФ, жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Для проведения обыска в жилом помещении требуется Ваше согласие или решение суда", - пояснил адвокат.

Он посоветовал тем, у кого проводится обыск, требовать документ на него, а если такого документа нет, то не давать согласия на обыск.

Заведующий сочинским филиалом Коллегии адвокатов Москвы Александр Бойченко также рекомендует без наличия постановления суда об обыске не давать своего согласия на обыск.

"Попросту не открывайте дверь. Ломать дверь без решения суда стражи порядка не рискнут. Если они пойдут на этот риск, то у вас будет время, чтобы позвонить адвокату, знакомым, на горячую линию прокуратуры, включить видеокамеру для заснятия процедуры произвола", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Александр Бойченко.

Он советует во время вторжения в жилище и в ходе обыска фиксировать все на видеокамеру, если ее нет - на телефон.

"Если к вам ворвались, спрашивайте ФИО, удостоверения, спрашивайте постановление суда, протокол обыска, не оставляйте правоохранителей одних. Если они куда-то отлучаются без вас, сразу же фиксируйте это на камеру, на аудиозапись и все просите внести в протокол обыска. Если не вносят, пишите все сразу в протокол, не отказывайтесь от записей. Не торопитесь и не нервничайте. Не паникуйте. Обо всех нарушениях, например, о том, что сотрудники не предъявили постановление, не назвали свои ФИО, не сказали, что ищут, ходили по дому без хозяев, пытались отнимать фиксирующую аппаратуру, не разрешили присутствие адвоката, независимых понятых, время суток - пишите все в протокол обыска и требуйте его копию. Если не дают копию протокола, снимайте его на свой телефон или фотоаппарат", - говорит Александр Бойченко.

Он также отмечает незаконность невыдачи копии постановления суда об обыске и протокола обыска. "Если следственные действия проводятся после 22.00 или до 08.00 утра, то это тоже незаконно. Следите, чтобы все эти сведения были отражены в протоколе, потому что потом это будет сложно доказать без фиксации на видео, без свидетелей и без ваших записей в протоколе", - советует адвокат Александр Бойченко.

Он отметил, что, согласно ст. 164 УПК РФ, "производство следственного действия в ночное время не допускается за исключением случаев, не терпящих отлагательства".

"Но в таком случае должно быть постановление суда об обыске", - указывает Бойченко.

Он также рекомендует сразу поднимать как можно больше шума, если невиновному человеку пытаются что-либо подбросить или сфабриковать в отношении него уголовное дело.

"Иного выхода обезопасить себя пока нет", - уверен адвокат Александр Бойченко. 

Автор: Светлана Кравченко источник: корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

19 марта 2024, 14:13

  • Суд в Баку продлил арест сотрудников Kanal-13

    Сабаильский райсуд Баку продлил на два месяца сроки содержания под стражей руководителя интернет-телевидения Kanal-13 Азиза Оруджева и сотрудника телеканала Шамо Эминова. Защита заявила, что обжалует эти судебные решения.

19 марта 2024, 13:41

19 марта 2024, 13:03

19 марта 2024, 12:17

19 марта 2024, 11:32

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей