Строения у стен Дзивгисской крепости. Фото Патимат Махмудовой для "Кавказского узла"

12 февраля 2016, 09:14

Хозяйка строений у стен Дзивгисской крепости заявила о законном праве собственности

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Дом и строения у наскальной крепости в селе Дзивгис, которые по решению суда должны быть снесены, были оформлены в собственность должным образом, заявила на заседании Верховного суда Северной Осетии хозяйка новостроев Дима Ахполова. Юрист Минкультуры настаивает, что ответчик знал о неправомерности работ на этом участке.

24 июля 2012 года руководители общества "Потерянная Осетия" написали обращение к властям республики с просьбой разобраться с ситуацией в селе Дзивгис Алагирского района Северной Осетии, где рядом с памятником культуры федерального значения местные жители построили забор. После неисполнения семьей Ахполовых представления о сносе строения и приведения земельного участка в первоначальное состояние Минкультуры Северной Осетии обратилось в суд.

Как писал "Кавказский узел", 9 сентября 2015 года Алагирский районный суд удовлетворил все требования министерства культуры о сносе самовольной постройки. Семья, в отношении которой было подано представление, обжаловала это решение, однако 10 февраля Верховный суд Северной Осетии отклонил апелляционную жалобу на решение Алагирского райсуда о сносе забора и дома, построенного рядом с Дзивгисской крепостью.

Как рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Дима Ахполова, не согласная с претензиями республиканского министерства культуры, данный земельный участок достался ей от предков. По ее словам, в доме, который находился на этом земельном участке раньше, проживали ее родители, и она сама там родилась. Впоследствии женщина переехала в другой населенный пункт, "однако связь с домом не теряла".

Ахполова считает, что администрация села на законных основаниях выдала ей справку о том, что она владеет этим земельным участком.

"На основании этой справки в Росреестре было зарегистрировано право собственности на него, и возведено строение, которое потом также было зарегистрировано. На момент обращения министерства культуры это строение уже было возведено, при этом никаких запрещающих и ограничивающих право на строительство документов на тот период не было", - отметила женщина.

Адвокат Минкультуры привел в суде доводы против Димы Ахполовой

Представитель Димы Ахполовой, юрист правового центра "Человек и закон" Ольга Немцева заявила в Верховном суде республики, что при рассмотрении данного дела должна быть проведена историко-культурная экспертиза и представлены координаты границ не только самого объекта историко-культурного значения, но и его охранных зон. По утверждению Немцевой, в настоящее время они не определены.

Кроме того, юрист заявила, ссылаясь на ответ из Министерства культуры России, что Дзивгисская наскальная крепость была внесена в реестр объектов культурного наследия "лишь 4 декабря 2015 года, то есть после вынесения решения Алагирского суда".

Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия и Минкульт отстаивают право жителей Северной Осетии и туристов к доступу к историческому памятнику. 12.02.2106. Фоторепортаж корреспондента "Кавказского узла" Эммы Марзоевой

В свою очередь юрист Татьяна Шрамко, представляющая интересы Министерства культуры Северной Осетии, отметила, что "решается вопрос, будет ли объект культурного наследия в том первозданном виде, в котором он веками стоял, или же он станет частной достопримечательностью частного особняка".

Она напомнила в суде, что Дзивгисcкая наскальная крепость как объект культурного наследия была зарегистрирована еще в 1960 году, и включена в государственный реестр объектов культурного наследия в соответствии со статьей 64 федерального закона об объектах культурного наследия.

"Законодательство меняется, требования к внесению в реестр тоже дополняются и меняются. Поэтому в настоящее время, когда министерство дополнило по новому законодательству документацию, объекту был присвоен второй регистрационный номер. Но это уже второй этап, второе рождение этого объекта культурного наследия", - подчеркнула Татьяна Шрамко.

По ее словам, границы территории объектов культурного наследия были определены еще в 80-х годах прошлого века. Шрамко отметила, что, согласно архивным документам, а именно постановлению совета министров СОАССР 1981 года, вокруг объекта культурного наследия была установлена временная 300-метровая охранная зона, которая до сих пор действует.

Как продолжила юрист, когда в 2008 году Ахполова только регистрировала право собственности на землю, в регистрационную палату были поданы списки с координатами памятника вместе с охранной зоной, "поэтому говорить о том, что никому не было известно о существовании охранной зоны, несостоятельно".

Шрамко также напомнила, что, согласно статье 98 Земельного кодекса РФ, территория вокруг объекта культурного наследия является историко-культурной землей и не подлежит купле-продаже, а строительство там запрещено.

Свидетель заявил о законном оформлении в собственность участка Ахполовых

Суд долго пытался выяснить, каким образом Дима Ахполова стала владелицей данного земельного участка. По словам ее второго представителя Алана Баграева, женщина получила это право на основании выписки из похозяйственной книги, которая была приравнена к документам, подтверждающим право пользования земельным участком.

"На основании этой выписки в упрощенном порядке было зарегистрировано право собственности", - пояснил он суду.

Сама Дима Ахполова заявила на заседании, что ее семья и она являются выходцами из этого села, а землю она получила на основании выписки из похозяйственной книги.

Глава Фиагдонского сельского поселения Валерий Гуриев отметил, что "частично поддерживает апелляционную жалобу Ахполовой и ее представителей".

По его словам, земельный участок Ахполовой выделялся законным образом, а владеют они им с начала 1990-х годов. В похозяйственную книгу они попали путем подворного обхода депутатской комиссии по земельным вопросам, однако при этом акт, содержащий эту информацию, не сохранился, отметил Гуриев.

"Ахполовы имели право на эту выписку из похозяйственной книги, потому что они были в этих журналах. В течение ряда лет они оплачивали налоги на эту землю", - сообщил чиновник.

При этом он подтвердил, что до начала строительства на этом участке "рос бурьян". По его словам, он неоднократно в устной форме рекомендовал Ахполовым обратиться в министерство культуры и комитет по охране памятников истории и культуры для согласования всех вопросов, "однако они не реагировали". 

Затем суд приступил к опросу представителя Росреестра Лианы Лолаевой

"Регистрация прав на земельный участок и домовладение являются законными в связи с тем, что никаких ограничений на момент регистрации права собственности Ахполовой на землю и на дом в ГКН (Государственный кадастр недвижимости) зарегистрировано не было. Есть выписка из похозяйственной книги, которая являлась основанием для регистрации прав собственности на земельный участок", - отметила Лолаева.

Что касается границ участка, то, по ее словам, в течение многих лет между Росреестром и Минкультуры по этому вопросу ведется переписка.

"Они присылали некий перечень с наименованиями, мы отвечали им, что выявленные объекты культурного наследия надлежащим образом должны быть зарегистрированы и указаны в ГКН, о чем свидетельствует федеральный закон №221 о государственном кадастре и недвижимости и федеральный закон №73 об объектах культурного наследия", - сообщила Лолаева, добавив, что Минкультуры присылал только списки объектов без их координат.

Минкультуры Северной Осетии отказалось от мирового соглашения с Ахполовыми

Представитель Ахполовой Алан Баграев заявил в суде, что они готовы заключить с Министерством культуры мировое соглашение. На этот шаг готов пойти и сосед Ахполовой Елканов, чей забор также примыкает к Дзивгисской крепости. Защитники Ахполовых заявили, что сам дом находится в стороне от крепости и "ничего не преграждает и не загораживает", но они готовы понизить высоту забора на полметра. Однако представители Минкультуры не согласились на это предложение.

В то же время, согласно тексту мирового соглашения, которое имеется в распоряжении "Кавказского узла", Министерство культуры Северной Осетии отказалось от исковых требований к семье Елкановых о сносе самовольного строения и приведения земельного участка в первоначальное состояние. Ведомство договорилось, что семья Елкановых "обязуется до 1 ноября 2015 года снизить заборное строение до 1,5 метра высотой по всей длине, облагородить заборное строение природным камнем с обеих сторон, разобрать заборное строение за 7 метров до объекта культурного наследия, провести повторное межевание земельного участка, исключив земельный участок за 7 метров до объекта культурного наследия".

Что касается такого же соглашения с семьей Ахполовых, то, как отметила Татьяна Шрамко, для его заключения нет достаточных оснований.

"Охранные зоны были определены в 1981 году. Строения Елкановых, которые там живут очень длительное время, были сделаны в 60-70-х годах. То есть министерство культуры никаких претензий к жителям Дзивгиса и Елкановым не имеет. Когда мы сделали предписание Ахполовой, то на их участке только заливали фундамент. И тогда она могла подойти и узнать, что существует охранная зона", - заявила Шрамко, добавив, что Ахполовы ранее не предлагали заключить мировое соглашение.

Между тем, как подчеркнула юрист, Елкановы до сих пор не исполнили решение суда, и теперь Минкультуры "будет требовать исполнения пунктов мирового соглашения через службу судебных приставов". 

Дима Ахполова назвала эту ситуацию "рейдерским захватом".

"Я обыкновенный человек. Я обошла все инстанции, чтобы собрать документы, и не знала, что сегодня такое получится. У Елканова забор из железобетонных блоков, а у меня из природного камня. Когда мы строили, то учитывали, чтобы он вписался в колорит скалы, как ее продолжение. Я прошу отменить решение суда", - сказала женщина.

Защита Ахполовой намерена обжаловать решение Верховного суда республики

Юрист правового центра "Человек и закон" Ольга Немцева заявила, сторона защиты обжалует данное решение, и в своем стремлении "даже намерена дойти до Европейского суда по правам человека".

"Решением суда мы не удовлетворены. Мы считаем, что оно основано на местечковом праве, на личных знакомствах друг с другом. Для министерства культуры это удобное решение, которое они намерены в будущем применять и использовать в отношении других лиц, проживающих на таких же территориях, расположенных вблизи историко-архитектурных комплексов", - заявила Немцева.

В свою очередь юрист министерства культуры Татьяна Шрамко сказала, что "очень удовлетворена вердиктом" и что решение подобных вопросов через судебные органы ведомство намерено применить и в отношении других объектов.

Присутствовавшая на судебном заседании жительница Верхнего Фиагдона, учительница Лиана Багаева рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что "суд вынес разумное, мудрое решение".

"Куртатинское ущелье устало от этого засилья "денежных мешков", последней каплей стала эта наскальная крепость. Я уже много лет вожу туда туристов. Именно Верхний Фиагдон Куртатинского ущелья является каждое лето лицом всей республики", - отметила она.

Начальник отдела охраны и сохранения памятников республиканского комитета по охране и использованию объектов культурного наследия Эмма Агаева подчеркнула, что "уникальность этой наскальной крепости превышает границы Северной Осетии, так как во всем мире всего несколько таких памятников".

"Сама крепость при строительстве (семьи Ахполовых) не пострадала, однако по закону к объекту культурного наследия федерального значения должен быть соответствующий доступ, чтобы в том месте мог развернуться туристический автобус. Отверстие, которое там оставили, недопустимо", - заявила она.

Автор: Эмма Марзоева источник: корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

20 апреля 2024, 07:44

  • Защита Максима Лютого заявила о нарушениях в его деле

    Экспертизы о причинах смерти ребенка блогера-сыроеда и сторонника голодания Максима Лютого не проводилось. Следователи трижды меняли решение, какую статью вменить Лютому, из-за отсутствия доказательств гибели младенца от его действий, рассказал адвокат блогера Алексей Аванесян.

20 апреля 2024, 06:51

  • Николай Цховребов рассказал об избиениях силовиками

    На заседании суда в Цхинвале по делу о смерти Инала Джабиева были оглашены показания потерпевшего Николая Цховребова, который был задержан по подозрению в покушении на министра внутренних дел Игоря Наниева. Цховребов рассказал о многочисленных избиениях, а также сообщил, что слышал, как кричит Джабиев. Защита обвиняемых силовиков заявила о противоречиях в показаниях Цховребова.

20 апреля 2024, 05:58

20 апреля 2024, 05:05

20 апреля 2024, 04:14

  • Имран Алиев арестован в связи с делом Abzas Media

    Руководитель сайта Meclis.info Имран Алиев стал обвиняемым по делу о контрабанде иностранной валюты, возбужденном против сотрудников Abzas Media. Суд отправил его под стражу на два месяца, защита намерена обжаловать арест.

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей