15 апреля 2015, 13:02

Азербайджанский правозащитник Джафаров попросил суд оправдать его

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Азербайджане Расул Джафаров выступил с заключительным словом на судебном процессе по его делу. Правозащитник призвал суд оправдать его. Оглашение приговора назначено на 16 апреля.

Как писал "Кавказский узел", Бакинский суд по тяжким преступлениям начал рассмотрение дела Джафарова 15 января. 31 марта суд завершил допрос всех свидетелей обвинения. 9 апреля было объявлено о завершении судебного следствия. Выступивший в суде прокурор предложил приговорить обвиняемого к 9 годам лишения свободы. Сам Джафаров отверг все обвинения, при этом признав некоторые ошибки в ведении финансовой документации. Вчера, 14 апреля, адвокаты правозащитника назвали все обвинения в его адрес предвзятыми и призвали суд вынести оправдательный приговор.

Координатору кампании "Искусство во имя демократии" Расулу Джафарову, который был задержан 2 августа 2014 года, было предъявлено обвинение в незаконном предпринимательстве, уклонении от налогов, злоупотреблении полномочиями, подлоге и присвоении денег в крупном размере. Джафаров считает обвинения необоснованными и политически мотивированными. Международная правозащитная организация Amnesty International признала его "узником совести".

В своих репликах прокурор и адвокаты подтвердили свои позиции

Сегодня в Бакинском суде по тяжким преступлениям, где продолжился процесс по делу Джафарова, судья Эльдар Исмайлов спросил у сторон, хотят ли они использовать право реплики после заключительных выступлений прокурора и адвокатов.

Первым попросил слово прокурор Мубариз Мирили. "Тут адвокаты говорили о предвзятости обвинения, но эти их утверждения не имеют под собой основу. Все остальное я уже сказал в заключительной речи", - заявил Мубариз Мирили.

В ответ на это адвокат Алибаба Рзаев сказал: "Думаю, что мы достаточно аргументированно и подробно изложили, в чем заключалась предвзятость обвинения. В заключительной речи мы говорили об этом много, и сейчас я не хочу повторяться".

Джафаров попросил суд восстановить справедливость в связи с обвинением его в преступлениях

В своем последнем слове Расул Джафаров сказал, что хочет восстановления своих прав и справедливости, и просил оправдательного приговора.

"По сути обвинения вчера обстоятельно высказались мои адвокаты. Не буду повторяться. Но на некоторых вопросах я хочу все же остановиться", - сказал Джафаров.

В частности, Джафаров выразил свое отношение к замечаниям гособвинителя о том, почему он не представил следствию все имеющиеся у него документы.

"Когда меня привлекли в качестве свидетеля, я с уважением отнесся к праву следствия исследовать документы и в течение трех дней вплоть до своего задержания и ареста стал представлять их. Если я хотел что-то скрывать, то изначально вообще не представлял бы документы. Но, несмотря на мою готовность  к сотрудничеству со следствием, почему-то в отношении меня была избрана мера пресечения – арест, хотя если бы я хотел скрываться от следствия, то не стал бы возвращаться в страну, когда у меня заблокировали банковские карты", - заявил Джафаров.

Он отметил, что решение об аресте подорвало доверие к объективности следствия. "И мы с адвокатом решили остальные документы представить уже в суд. Это мы сделали уже на подготовительном заседании суда. Это отнюдь не только письма от доноров, как говорил тут прокурор. Мы представили многочисленные финансовые документы, подтверждающие исполнение проектов", - сказал Джафаров.

Он также указал на несостоятельность утверждения прокурора о том, что потерпевшие отказались в суде от показаний против Расула Джафарова, поскольку они были его друзьями.

"Из пяти потерпевших дружеские отношения у меня были только с Ахмедом Гейбатовым, мы учились вместе в школе. С Сеймуром Вердизаде и Джахангиром Ахмедовым я вовсе не был знаком. А с Анаром Джабиевым и Ниджатом Имрановым мы познакомились  в 2013 году в рамках проектных работ. Наши отношения были не настолько дружескими, чтобы я мог совершить предполагаемое преступление, подделав их подписи", - подчеркнул правозащитник.

По его словам, на предварительном следствии показания некоторых потерпевших были искажены, а некоторые из них просто уже точно не помнили, какую сумму денег получили за выполненные работы.

Что касается потерпевшего Джахангира Ахмедова, сдававшего под офис свое помещение для проекта, Джафаров сказал, что не подписывался под квитанциями о получении денег.  Однако в суде Ахмедов подтвердил, что деньги за аренду передавались его супруге, и он никакого ущерба не понес, отметил подсудимый.

Четверо других потерпевших подтвердили, что работали в проектах и получали за это деньги, сказал Джафаров.

"Я столкнулся с большой несправедливостью и необоснованным арестом, но я не держу  зла ни на кого. Я всего лишь хочу восстановления своих прав и справедливости. Прошу с учетом заключительных выступлений моих адвокатов, опровергших доказательства обвинения, оправдать меня", - сказал Джафаров.

После этого судья Эльдар Исмайлов объявил, что суд удаляется на совещание, однако  заявил, что приговор будет зачитан 16 апреля. Судья не назвал точное время оглашения приговора, заметив, что участники процесса будут проинформированы об этом дополнительно.

Сам Джафаров во время суда сохранял бодрость духа, улыбался и старался до начала заседания поприветствовать в зале каждого, кто пришел поддержать его.

Когда правозащитник, бывший "узник совести" Видади Искендеров крикнул Джафарову, что, каков бы ни был приговор, он выйдет на свободу самое позднее через года, тот в свою очередь отшутился: "Почему – через год, а, может, сегодня я выйду".

Наблюдатель раскритиковала судебный процесс по делу Джафарова

Правозащитница Анастасия Миллер от Всемирной федерации за права человека (FIDH), наблюдавшая за заседаниями суда на предмет соблюдения международных стандартов соблюдения прав человека, отметила некоторые проблемы на процессе по делу Джафарова.

По ее словам, согласно международным стандартам очень важно обеспечение открытости, гласности, прозрачности судебного следствия. "Но сегодня, например, в судебный процесс попали не все желающие. Хотя, как мне сказали, в этом суде есть более просторный зал, где можно было провести заседание с учетом повышенного общественного интереса к этому делу", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" Анастасия Миллер.

Она также указала на неудовлетворение ходатайств адвокатов о включении микрофонов в зале, что также негативно влияло на принципы справедливости и гласности в ведении судебного процесса. "Это создавало трудности и для наблюдателей. Некоторые части выступлений были не понятны для переводчиков", - продолжила Миллер.

Также правозащитница обратила внимание на отказ в удовлетворении ходатайств адвокатов о ведении аудио-, видеозаписи и фотосъемки. 

Самой Миллер накануне не позволили сделать фотосъемку Джафарова даже в перерыве заседания. Судебные приставы отобрали у нее фотоаппарат и вернули только после завершения слушаний. Судебные приставы ссылались на требование законодательства, однако в Уголовно-процессуальном кодексе Азербайджана говорится об ограничениях на съемки во время судебных заседаний, но не указано, что фотографировать нельзя во время перерывов. "Я когда сказала об этом прокурору, тот сказал, что, когда "Расул Джафаров выйдет на свободу, тогда и сфотографируете…", - заметила правозащитница.

Она также прокомментировала суть судебного разбирательства. "Я не увидела доказательств вины Расула Джафарова. Потерпевшие заявили, что не понесли никакого ущерба, и заявили, что не считают себя таковыми. Адвокаты представили финансовые документы, подтверждающие использование грантов по целевому назначению", - отметила Анастасия Миллер.

Миллер добавила, что по итогам наблюдений за процессом у нее сформировалось мнение, что Джафарова преследуют по политически мотивированному обвинению за правозащитную деятельность.

Отметим, что судебные заседания по делу Джафарова проходят в зале, рассчитанном на 30 наблюдательских мест. В ходе заседаний, на которых с заключительном словом выступали адвокаты и сам подсудимый, из-за нехватки мест на скамейках, рассчитанных на трех человек, сидели по четыре, а то и по пять человек. При этом часть желающих не смогли попасть в зал из-за ограниченного количества мест, передает корреспондент "Кавказского узла".

Летом 2014 года в Азербайджане прошла волна арестов оппозиционных политических деятелей, журналистов, правозащитников. Информацию об этих арестах "Кавказский узел" объединил в справочном материале "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане (2014)". Случаи преследования активистов в регионах Кавказа, освещаемые "Кавказским узлом", собраны на тематической странице "Преследование активистов".

Автор: Фаик Меджид источник: корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

23 апреля 2024, 23:28

23 апреля 2024, 22:30

23 апреля 2024, 21:33

  • Противник закона об иноагентах арестован в Тбилиси

    Тбилисский городской суд арестовал на пять суток участника протестов против законопроекта "О прозрачности иностранного влияния", положившись на показания полицейских и отвергнув показания независимых свидетелей. Апелляционную жалобу его защиты суд отверг.

23 апреля 2024, 20:36

23 апреля 2024, 19:37

  • Игорь Нагавкин освобожден из следственного изолятора

    Правозащитник Игорь Нагавкин, которого Волгоградский облсуд постановил освободить из заключения, покинул территорию СИЗО-5 и отправился домой в Калач-на-Дону. После освобождения он заявил, что будет добиваться полной реабилитации.  

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей