Артур Айдинов. Фото из семейного архива

25 апреля 2014, 01:46

Следственный комитет отказал в возбуждении уголовного дела по факту смерти в СИЗО Черкесска Артура Айдинова

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников полиции, осуществлявших задержание и следственные действия в отношении Артура Айдинова, отказано за отсутствием состава преступления, говорится в постановлении старшего следователя следственного отдела по Черкесску. Адвокат Эльвира Айдинова считает, что проверка не соответствовала требованиям УПК, а само решение не мотивировано и необоснованно.

Как сообщал "Кавказский узел", подследственный Артур Айдинов, в отношении которого судом была избрана мера пресечения в виде ареста на два месяца, 24 января скончался в СИЗО №1 Черкесска при невыясненных обстоятельствах. Айдинов после задержания подвергся пыткам в отделении полиции, утверждали родственники погибшего и его адвокат. Смерть Айдинова наступила от отравления неустановленным веществом, заявил официальный представитель СКР. 23 февраля, проведя проверку по заявлению адвоката о пытках в отношении Артура Айдинова, следственные органы вынесли решение об отказе в возбуждении уголовного дела, которое было отменено решением вышестоящего органа 14 марта.

Следствие: жалоба адвоката не нашла объективного подтверждения

Адвокат получила постановление об отказе в возбуждении уголовного дела 22 апреля. По результатам дополнительной проверки из опроса оперативных сотрудников, осуществлявших задержание Артура Айдинова, фактов применения по отношению к нему морального и физического воздействия не зафиксировано, говорится в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела.

После доставления Айдинова в изолятор временного содержания (ИВС) отдела МВД по Черкесску 22 ноября 2013 года, он выводился из камеры по требованию 12 раз для судебно-медицинской экспертизы, оперативных мероприятий и встречи с адвокатом. В журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС ОМВД по г.Черкесск, имеется запись от 25 ноября 2013 №737 о том, что при осмотре у Артура Айдинова на левом плече имелись две царапины.

В ходе проверки было исследовано также заключение судебно-медицинской экспертизы от 26 ноября №609, согласно выводам которой на теле Айдинова имелись травматические повреждения в виде ссадин и кровоподтеков левого плеча, кровоподтеков левой половины грудной стенки, ссадин туловища, которые получены от действия тупых, твердых предметов, в различные сроки до экспертизы от 1-2 до 6-8 суток, не имеющие признаков вреда здоровью.

В журнале приема лиц, содержащихся в ИВС, за №297 имеется запись о жалобах со стороны Айдинова на боли в желудке и нервный срыв.

В соответствии с заключением эксперта бюро судебно-медицинской экспертизы от 18 февраля установлено, что смерть Айдинова наступила в результате молниеносного течения серозно-гнойной бронхопневмонии с острой эмфиземой, осложнившегося инфекционно-токсическим шоком. Исследование кусочков внутренних органов свидетельствует о дистрофических изменениях ткани мозга, деструктивных изменениях в мышечных волокнах сердца. При исследовании биологических жидкостей в теле Айдинова были обнаружены следы морфина и кодеина, образованные при распаде противокашлевых и обезболивающих препаратов "Нурафен+", "Пенталгин-Н" и "Коделак".

На основании собранных материалов следствие сделало вывод об отсутствии состава преступления в действиях оперативных сотрудников ОБОП УУР МВД по КЧР, а также не нашло объективных подтверждений состава халатности в действиях медицинских сотрудников СИЗО в части неисполнения ими должностных обязанностей по оказанию медицинской помощи, повлекших по неосторожности смерть Артура Айдинова.

Адвокат: целью проверки было увести оперативных сотрудников от уголовной ответственности

Адвокат Эльвира Айдинова считает, что проверка не соответствует требованиям УПК ни по срокам, ни по процедуре. "Постановление от 4 апреля получено мною по почте 22 апреля после моего обращения к руководителю следственного управления СК по КЧР. Моя жалоба была подана 4 февраля, и по 22 апреля следователь в нарушении ч.4 ст.148 УПК РФ ("Отказ в возбуждении уголовного дела". – Прим. "Кавказского узла") не уведомлял меня о всех принятых решениях по ней. В соответствие с этой статьей, следователь должен был в течение 24 часов уведомлять заявителя о принятом решении, таким образом, это уже является нарушением", - прокомментировала корреспонденту "Кавказского узла" Эльвира Айдинова.

 Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования, говорится в ч.4 ст.148 УПК РФ.

Адвокат считает, что проверка по заявлению была формальной.

"Как всегда данная проверка носила формальный характер, чтобы увести оперативных сотрудников от уголовной ответственности, не соответствует требованиям УПК, в частности ст.7 УПК ("Законность при производстве по уголовному делу". - Прим. "Кавказского узла"), не мотивировано, необоснованно и незаконно. В основу этого решения об отказе легли только объяснения возможных истязателей, применявших пытки, а именно оперативных сотрудников, прямо заинтересованных в уходе от уголовной ответственности за превышение полномочий. Именно их объяснения легли в основу этого решения. В ходе проверки не опрошены свидетели, указанные мною в жалобе, которые видели, как задерживали моего подзащитного, как его избивали и закидывали в багажник автомобиля "Приора", - рассказала Айдинова.

Не все оперативные сотрудники опрошены, например, родственник министра внутренних дел, осуществлявший задержание, вообще не опрашивался, хотя упоминание о нем имеется в преамбуле постановления, отметила адвокат.

"Но почему-то его следователь не опрашивает. В ходе проверки истребовано заключение об осмотре Айдинова экспертом от 26 ноября 2013 года, согласно выводам которого следует, что у Айдинова были обнаружены повреждения в виде ссадин, кровоподтеков левого плеча, левой грудной стенки, ссадины туловища, полученные от действия тупых, твердых предметов от 1-2 до 6-8 суток - в тот временной интервал, когда Айдинов находился в ИВС после задержания. До задержания у Айдинова не было этих повреждений, а уже на заседании об избрании меры пресечения я сама все это на нем видела", - заявила Айдинова.

Адвокат считает, что следствие намеренно проигнорировало ряд поставленных заявителем вопросов.

"Наличие телесных повреждений не находит никакой юридической оценки в постановлении следователя, очевидно, по той причине, что не было найдено логическое объяснение их появления. Мы также не согласны с заключением об отсутствии признаков халатности со стороны медперсонала СИЗО. Из экспертизы явствует, что смерть наступила от воспаления легких, а также, что он принимал тяжелые лекарственные препараты, которые должны отпускаться только по рецепту врача. Откуда у него были эти препараты, если ему не назначено никакое лечение, врач его не осматривал, не зафиксировано никакое воспаление легких? Он обращался за медпомощью, но медпомощь ему была не оказана", - уверена адвокат.

Представитель защиты заявила, что намерена обжаловать решение в вышестоящую инстанцию после полного ознакомления с материалами проверки. "При поступлении в СИЗО ему была сделана флюорография, и я буду истребовать из СИЗО Черкесска все эти медицинские документы. Было ли воспаление или это придумано уже в экспертизе? Он умирает от побоев, от воздействия электрического тока, все это в совокупности приводит к смерти", - полагает адвокат.

"23 апреля я подала заявление в СКР по Карачаево-Черкессии о желании ознакомиться с материалами проверки, опросами свидетелей, оперативников, работников СИЗО, и после этого будет согласована с родственниками дальнейшая линия защиты", - заключила Эльвира Айдинова.

Автор: Магомед Туаев источник: корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

28 марта 2024, 21:02

  • Журналист Асланов потребовал ответа от прокуратуры на свои жалобы

    Осужденный за госизмену журналист Полад Асланов обратился к генеральному прокурору Азербайджана, потребовав выдать ему решения о прекращении уголовных производств по двум его жалобам, которые необходимы для обращения в ЕСПЧ. Журналист также пожаловался на отсутствие медицинской помощи, рассказала его супруга.

28 марта 2024, 20:19

  • Черкасов назвал бесчеловечным обращение с Орловым*

    Правозащитнику Олегу Орлову*, осужденному за дискредитацию армии на 2,5 года колонии, создают помехи в ознакомлении с материалами дела и не позволяют конфиденциально беседовать с адвокатом. Ежедневные поездки в суд сказываются на его здоровье, что мешает готовиться к апелляции, рассказал Александр Черкасов.

28 марта 2024, 19:23

28 марта 2024, 18:39

  • Боец из Ростовской области убит в зоне СВО

    Александр Бабенко убит в ходе боевых действий, сообщила администрация Кагальницкого района. С начала военной операции на Украине власти признали убитыми как минимум 408 военных из Ростовской области.

28 марта 2024, 18:01

  • Памятник убитым в военной операции убран в Моздоке

    Памятник участникам военной операции на Украине, установленный в Моздоке, убрали по поручению главы республики. Установка памятника не была согласована, а его исполнение демонстрирует неуважение к убитым, заявил Сергей Меняйло.

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей