Андрей Осипов на вечере памяти режиссера Сергея Говорухина. Москва, 5 декабря 2012 г. Фото Натальи Крайновой для "Кавказского узла"

07 декабря 2012, 19:50

Война в Чечне должна стать частью национальной памяти, считают участники вечера памяти Сергея Говорухина

О современных войнах в России и отношении общества к ним говорили в правозащитном центре "Мемориал" участники вечера памяти Сергея Говорухина – военного журналиста, режиссера, писателя, правозащитника. Присутствующие на встрече в ходе обсуждения фильма Говорухина "Прокляты и забыты" отметили, что чеченская война должна стать частью национальной памяти.

На встречу 5 декабря, организованную ПЦ "Мемориал" и Музеем кино, пришли коллеги, друзья и родственники режиссера, эксперты правозащитного центра. Начался вечер с показа фильма из рубрики "Русский характер", рассказывающего о Сергее Говорухине, его работе военным журналистом в Таджикистане и Чечне, о ранении, полученном в феврале 1995 года, в результате которого ему пришлось ампутировать ногу, о фонде ветеранов и инвалидов вооруженных конфликтов "Рокада", который он возглавлял.

Осипов: в фильме Сергея Говорухина "Прокляты и забыты" вскрыты первопричины того, что мы видим сейчас

Затем участникам вечера продемонстрировали фильм Сергея Говорухина "Прокляты и забыты", который получил две престижные премии – Российской академии кинематографических искусств "Ника" как лучший неигровой фильм (1998) и главный приз IX Открытого фестиваля неигрового кино "Россия" (Екатеринбург, 1998).

83-минутный фильм "Прокляты и забыты" снят киностудией "Ровитич" в 1997 году, во время первой чеченской кампании. Сергей Говорухин выступил в качестве автора сценария, режиссера и продюсера.

Фильм сделан на основе репортажных съемок в Таджикистане и Чечне, а также военной хроники 1940-х годов, которые перемежаются кадрами мирной жизни 1990-х в Москве с митингами неонацистов и разгулом "новых русских". Авторы фильма сравнивают Великую Отечественную войну и отношение к ее солдатам в обществе с судьбой современных военных, служащих в "горячих точках".

Друг и коллега Сергея Говорухина режиссер-документалист Андрей Осипов назвал его "художником с большой буквы".

"Есть такое понятие – "момент истины". Неизвестно, как мы себя поведем в экстремальных условиях, когда не за кого спрятаться. Мне кажется, у Сергея вся жизнь была моментом истины. Постоянные войны – то Афганистан, то Чечня, то Югославия. Трудно сказать, что тянуло его туда – то ли "настоящесть" отношений, то ли желание всегда быть на передовой, вести свою команду к каким-то важным, сущностным, забытым вещам… Почитайте его повести и рассказы. Я считаю, это высокая литература, он продолжатель настоящей русской литературы XIX века. И в этом тоже был момент истины. То же самое касается и режиссуры, и его фонда помощи инвалидам…", – сказал Осипов.

Трудно сказать, что тянуло его туда – то ли "настоящесть" отношений, то ли желание всегда быть на передовой, вести свою команду к каким-то важным, сущностным, забытым вещам…

По словам Осипова, когда он первый раз посмотрел фильм "Прокляты и забыты", возникло много вопросов. "Почему Сергей осуждает мирную жизнь, ведь гражданские люди не могут ни остановить эту войну, ни участвовать в ней? – сказал режиссер-документалист. – Но потом я пришел к выводу, что этот фильм объясняет время. Он тогда объяснял то время, а сейчас объясняет настоящее, в этом фильме вскрыты первопричины того, что мы сейчас видим".

Черкасов: у правозащитников, работавших в Чечне, списки пленных были длиннее, чем списки командования

Александр Черкасов. Фото www.svobodanews.ru (RFE/RL)Председатель совета правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов напомнил сцену из фильма "Прокляты и забыты", где матери пленных российских солдат, приехавшие в Чечню, говорят, что не уедут, пока не найдут их живыми или мертвыми. Черкасов зачитал список фамилий этих военнослужащих из 131-й Майкопской бригады, которые попали в плен в ночь на 1 января 1995 года при штурме Грозненского железнодорожного вокзала, а затем были убиты. Многие из них были опознаны и похоронены годы спустя.

"В 1994 году выяснилось, что Грачев (Павел Грачев, министр обороны России в 1992–1996 годах – прим. "Кавказского узла") отказался от пленных солдат и офицеров в Чечне, – рассказал Черкасов. – За ними ездили только депутаты и журналисты. Так получилось, что у представителей "Мемориала", работавших в Чечне, списки пленных были длиннее, чем списки командования".

Черкасов сравнил картину Сергея Говорухина с фильмом The Betrayed ("Преданные"), снятым BBC в 1995 году. "Тема та же самая – пленные солдаты, которые никому не нужны, которых никто не ищет. Съемочные группы BBC работали, в том числе и в чеченских горах, общались с полевыми командирами в ходе переговоров о возможном освобождении пленных, которые тогда вел казачий атаман Петр Косов. В этих двух лентах есть одни и те же кадры, например съемки в госпитале или сцена награждения. Но пафос фильма другой, он снят с другой позиции, журналистами вне боевых порядков. Поэтому фильмы отличаются, и отчасти отличаются мишени, в которые бьют один и другой фильм", – отметил Черкасов.

По его словам, 131-я бригада и 81-й полк были практически полностью разгромлены 31 декабря 1994-го и 1 января 1995 года. "Это части группировки "Северо-Запад", подчинявшейся генералу Константину Пуликовскому. Они выполнили его приказ и совершенно закономерно были уничтожены, – продолжил Александр Черкасов. – Не так давно в Майкопе открывали памятник бойцам 131-й бригады. Открывал Пуликовский, человек, который хотя и положил на этой войне своего сына, но ничему не научился. В августе 1996 года, командуя группировкой, он так же посылал колонны на штурм Грозного, как под новый 1995 год, с той разницей, что чеченцы больше не брали пленных. Можно, конечно, считать, что адресат фильма – это тыл, забывший про войну, все общество, а не генералы…"

Вера Говорухина. Москва, 5 декабря 2012 г. Фото Натальи Крайновой для "Кавказского узла"По мнению Черкасова, сейчас пришло время такого кино, которое сделает афганскую и чеченскую войну частью национальной памяти.

"У нас было очень трудно и не модно говорить о важных вещах, о насущном, но в последние годы ситуация изменилась. Речь не о том, что произошло год назад – о возвращении общественной активности, речь идет об изменениях в сознании, о появившейся возможности говорить о важных вещах. Вернемся ли мы к разговору о том, что мы, воюющая с 1979 года уже больше 30 лет страна, – страна, на которую эти войны оказали решающее влияние и которая потеряла в этих войнах тысячи людей военнослужащих и гражданских лиц, вернемся ли мы к этой теме или мы начнем писать историю с чистого листа. "Мемориал" уже 15-й раз проводит исторический конкурс "Человек в истории. Россия – XX век". Школьники пишут серьезные исследования на разные темы. Достаточно много работ по афганской и чеченской войне… Вопрос в том, чтобы это стало частью национальной памяти", – считает председатель совета "Мемориала".

"Большинство фильмов о войне снято теми, кто не понимает, что такое война"

О феномене журналиста "вне боевых порядков" говорила и режиссер-документалист Анна Булгакова. "Большинство фильмов о войне снято теми, кто не понимает, что такое война, совсем не знаком с предметом разговора. Им кажется, это просто, но это не так. Сделать такой фильм, точно смонтировать военную хронику может только человек, который вспоминает свои ощущения. В фильме Сергея материя настоящая, и поэтому он вызывает доверие", – сказала она.

Юнона Карева. Москва, 5 декабря 2012 г. Фото Натальи Крайновой для "Кавказского узла"На вечере памяти Говорухина выступили также его родные. Мать Юнона Карева вспоминала, как в Чечне раненному в ногу Сергею Говорухину отказались делать операцию в военном госпитале, потому что он не был военным, а потом в Москве долгое время его не хотели принимать ни в одной больнице, пока не началась гангрена.

Такое отношение к своим гражданам Россия проявляет не впервые, заметила вдова Вера Говорухина. "Мой прадед участвовал в русско-японской кампании, служил на крейсере "Петропавловск" матросом. Когда крейсер подорвался, он попал в плен. Позднее он вспоминал, что когда пленные возвращались в Россию, они ожидали, что их встретят как героев, но столкнулись с точно таким же отношением, какое ощутили парни, вернувшиеся из Чечни. И количество спившихся было точно такое же. Может быть, дело в том, что Россия имеет неограниченный человеческий ресурс…" – заключила она.

Сергей Говорухин родился в 1961 году в семье известного режиссера Станислава Говорухина и актрисы Юноны Каревой. В 1988 окончил сценарный факультет ВГИКа. В 1994 году приступил к съемкам фильма о современных войнах в России. С 1994 по 2005 годы в качестве военного корреспондента участвовал в двадцати боевых и трех специальных операциях в Таджикистане, Чечне, Афганистане и Югославии. Удостоен нескольких боевых наград. Умер в результате инсульта 27 октября 2011 года в возрасте 50 лет.

Автор: Наталья Крайнова; источник: корреспондент "Кавказского узла"

Знаешь больше? Не молчи!
Lt feedback banner
Лента новостей

24 марта 2017, 23:06

24 марта 2017, 22:47

24 марта 2017, 22:39

  • Соцопросы показали наличие двух основных сил на выборах в Армении

    Правящая Республиканская партия Армении и блок "Царукян" имеют наибольший электоральный рейтинг, показали проведенные в феврале и марте соцопросы. Эти две силы действительно являются основными, но чтобы выборы прошли в один тур, они должны будут составить коалицию с другими партиями и блоками, считают опрошенные "Кавказским узлом" эксперты.

24 марта 2017, 22:21

24 марта 2017, 21:57

Архив новостей
Все SMS-новости
Персоналии

Все персоналии