05 июня 2002, 17:08

Абуладзе Тенгиз Евгеньевич

Родился 31 января 1924 года в Кутаиси. Учился в Тбилисском государственном театральном институте им. Руставели (1943-1946 гг.). В 1953 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Л.Кулешова и А.Хохловой). С 1953 года - режиссер киностудии "Грузия-фильм".

Творческую биографию начал с постановки короткометражных документальных лент ("Дмитрий Аракишвили", "Государственный ансамбль танца Грузии") в содружестве с Р.Чхеидзе. В 1955 году совместно с Чхеидзе поставил короткометражный игровой фильм "Лурджа Магданы" (главный приз Международного кинофестиваля в Канне, 1956 г.) - реалистичную и одновременно лиричную зарисовку из жизни грузинской деревни. В 1958 году дебютировал в индивидуальной режиссуре, поставив в стилистике итальянского неореализма бытовую мелодраму "Чужие дети" (премия МКФ в Лондоне, 1960 г.), сюжет которой прослеживал конфликтную ситуацию в молодой грузинской семье. В неореалистических традициях была снята и "грустная комедия" "Я, бабушка, Илико и Илларион" по повести Нодара Думбадзе. Симпатичные характеры ее героев, жителей маленького грузинского селения военной поры, и самобытный грузинский юмор пришлись по душе широкому зрителю, картина с большим успехом прошла в прокате и принесла Абуладзе всесоюзную известность. В дальнейшем талант комедиографа, проявившийся практически во всех фильмах Абуладзе, был наиболее полно реализован в комедии "Ожерелье для моей любимой" (1971 г.), однако лирико-поэтическая природа ее комизма оставила равнодушной массовую аудиторию.

Несколько ранее, в 1967 году, фильмом-притчей "Мольба" Абуладзе открыл эпическую трилогию, где на исконном национальном материале был начат разговор об общечеловеческих ценностях. Центром сюжетной композиции "Мольбы" стала обобщенная фигура Поэта, за образом которого скрывался классик грузинской литературы Важа Пшавела (по мотивам его поэм и был снят фильм). В 1977 трилогию продолжила поэтическая драма "Древо желания" - возвышенная история двух молодых влюбленных из грузинской деревни начала 20 века, чувство которых погибает от агрессивной косности и скудоумия односельчан. Заключительным фильмом трилогии стала философская притча "Покаяние" (Большая премия жюри МКФ в Канне, 1988 г.), где в зловещем образе Варлама Аравидзе пластически и сюжетно была блестяще заклеймена фигура Лаврентия Берии и весь механизм политических репрессий его эпохи. Вместе с тем фильм, в поэтике которого переплелись высокий гражданский пафос и едкая, порой абсурдистская ирония, стал не только художественным развенчанием мифологии культа личности, но и своеобразным манифестом, возвестившим о начале политической "перестройки" в СССР.

Народный артист СССР с 1980 г.

Отличительной особенностью стиля Абуладзе стали выразительные, поэтичные и вместе с тем близкие к документалистике пластические решения, склонность к философским метафорам, притчевым сюжетам, расширение горизонта национальной проблематики до общечеловеческих масштабов.

Тенгиз Абуладзе скончался в Тбилиси 6 марта 1994 года.

Знаешь больше? Не молчи!
Lt feedback banner
Регионы:
Темы:
Лента новостей

29 мая 2017, 01:57

29 мая 2017, 00:58

28 мая 2017, 23:59

  • Около двух тысяч человек приняли участие в митингах оппозиции в Азербайджане

    Оппозиционные организации Азербайджана провели в День Республики митинги у памятника одному из основателей Азербайджанской демократической республики Мамед Эмину Расулзаде в бакинском пригороде Новханы. На митингах прозвучала критика в адрес властей Азербайджана за нарушение прав человека, коррупцию, забвение целей и ценностей первой Азербайджанской республики, созданной 99 лет назад, передает корреспондент "Кавказского узла".

28 мая 2017, 23:40

28 мая 2017, 22:53

Персоналии

Все персоналии

Архив новостей