28 марта 2009, 23:55

Ногайцы

Самоназвание - ногай (связывается с именем Золотоордынского правителя 13 в. Ногая). Сегодня ногайцы проживают в основном на Северном Кавказе и в Дагестане: в Ногайской степи (междуречье Кумы и Терека), на Кубани, а также в Астраханской области. Значительная часть ногайцев проживает в Румынии и Болгарии (Добруджа), Турции и в других странах. Численность в Российской Федерации - 73,7 тысячи человек (в 1985 г. - 65 тысяч).

Основные субэтнические группы: караногайцы (Дагестан), собственно ногайцы, или ачикулакские ногайцы (Ставропольский край), акногайцы, или кубанские ногайцы (Карачаево-Черкесская Республика), и астраханские ногайцы. Относятся к южносибирской (туранской) переходной расе. Говорят на ногайском языке кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской семьи. Диалекты: акногайский, караногайский, собственно ногайский (считается говором караногайского). Литературный язык на основе караногайского и ногайского диалектов. Письменность на русской графической основе. Верующие ногайцы -мусульмане-сунниты.

Предки ногайцев - тюркоязычные и монголоязычные племена, смешавшиеся с тюркоязычными кыпчаками и воспринявшие их язык. Кочевали от Дуная до Иртыша (в т. ч. в Нижнем Поволжье, на Северном Кавказе, в Крыму), составляя сначала Ногайскую Орду, а после ее распада - Большую Ногайскую, Малую Ногайскую, Едисанскую, Едишкульскую, Ембойлукскую и Буджакскую Орду.

Основное традиционное занятие в прошлом - кочевое и отгонное скотоводство (овцы, козы, крупный рогатый скот), верблюдоводство и коневодство, у кубанских ногайцев и ачикулакских ногайцев также в незначительной степени земледелие (просо, овес, пшеница). Из ремесел наиболее развиты были изготовление сукна, обработка кожи и овчины, производство войлока, из которого делали бурки, сапоги, головные уборы.

Большая часть ногайцев не имела постоянных селений, часть устраивала на зиму стационарные жилые и хозяйственные постройки, со временем образовавшие села (аулы). Традиционный тип жилища кочевых ногайцев - кибитка (юрта) - большая разборная (терме) и малая неразборная, переносная (отав). Оседлые ногайцы нередко жили в полуземлянках (ерме къазы); воспринимались также традиции домостроительства соседних народов Северного Кавказа и местного русского населения. Для обогрева юрты и приготовления пищи использовали открытый очаг, в стационарных жилищах были пристенные камины; в начале 20 в. стали появляться железные печи.

Питание ногайцев составляли кислое молоко, сметана, айран, творог, масло, сыр, калмыцкий чай (8 разновидностей), из кобыльего и верблюжьего молока делали кумыс. Готовили мясные блюда из конины, баранины, говядины, верблюжатины; ели птицу, рыбу. Из просяной муки варили крутую кашу, иногда заменявшую хлеб; из просяной или пшеничной муки выпекали хлеб в виде плоского чурека.

Традиционная одежда ногайцев Северного Кавказа во многом сходна с одеждой северокавказских народов. Мужчины носили рубаху, штаны, бешмет, верхней одеждой служили черкеска, бурка, шуба; головной убор составляли папаха, башлык. Женский костюм включал рубаху, шальвары, бешмет (верхняя распашная одежда), длинное распашное платье, платки, шапки из меха или ткани, украшенные аппликацией; зимой надевали шубу. Обувь (сапоги, башмаки, чарыки и др.) делали из войлока, кожи, сафьяна.

Для Ногайской орды были характерны феодально-патриархальные отношения. Бии, мурзы, султаны, кайбаши (мелкая знать), духовенство составляли социальную верхушку ногайского общества, в феодально-зависимую категорию входили крестьяне-лично свободные и крепостные; особую категорию составляли домашние рабы. Сохранялись также пережитки родо-племенного деления, родовая и соседская взаимопомощь, кровная месть, гостеприимство, аталычество. В 19 в. у ногайцев преобладала малая семья, быт которой сохранял во многом патриархальные черты: младшие подчинялись старшим, женщины - мужчинам. Особенно тяжелым было положение невестки. До рождения ребенка она не имела права открыть лицо, разговаривать со свекром, свекровью, старшими братьями мужа. Брак заключался по воле родителей, с уплатой калыма; было распространено обручение малолетних.

Переход ногайцев к оседлости и коренное изменение быта и культуры произошло в 1920-е гг.

 

Литература:
  • Кочекаев Б. Б. Социально-экономическое и политическое развитие ногайского общества в XIX-нач. XX века. — Алма-Ата, 1973.
  • Гаджиева С. Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. XX вв. — М., 1979.
  • Гаджиева С. Ш. Материальная культура ногайцев в XIX-начале XX в. — М., 1976.
  • Кужелева Л. Ногайцы (из истории ногайцев XIX-нач. XX в.) // Ученые записки Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР, Махачкала. Сер. историческая, 1964, т. 13.

    Источники:
  • Советская энциклопедия, 1988.
  • Народы мира. Историко-этнографический справочник. — М., 1988.

  • Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
    Lt feedback banner
    Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и WhatsApp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложениях WhatsApp и Telegram.
    Лента новостей

    15 декабря 2017, 11:02

    15 декабря 2017, 09:55

    15 декабря 2017, 09:14

    15 декабря 2017, 09:07

    • Дагестанские журналисты раскритиковали институт полпредства в республике

      Назначение силовика представителем главы Дагестана в Центральном округе республики связано с подготовкой к возвращению боевиков с Ближнего Востока, однако круг полномочий полпредов невелик и существенного влияния они оказать не в силах, сообщили опрошенные «Кавказским узлом» редакторы дагестанских масс-медиа.

    15 декабря 2017, 08:39

    «Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
    «Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
    Архив новостей