13 декабря 2008, 05:24

«Мемориал» подал жалобу на действия милиции

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Адвокат научно-информационного центра "Мемориал" в Петербурге, где недавно прошел обыск, подал жалобу на действия милиции.

Напомним, утром 4 ноября в офис научно-информационного центра "Мемориал" на ул. Рубинштейна, 23 в Петербурге прибыли неизвестные лица в масках. Они предъявили постановление прокуратуры Санкт-Петербурга о проведении обыска. Трое сотрудников "Мемориала" были заблокированы в офисе. 

Как сообщил адвокат Иван Павлов, он подал жалобу в Дзержинский суд после того, как на допросе руководителя центра Ирины Флиге в следственном отделе Центрального района они не получили ответа на вопросы о правомерности проведения обыска в офисе центра.

Обжаловать через суд Иван Павлов собирается не только проведение обыска, но и правомочность постановления об обыске, а также изъятия документов и имущества "Мемориала". Об этом сообщает "Фонтанка.ру".

Напомним, в постановлении, которое попало в СМИ, следователь следственного отдела Михаил Калганов мотивировал проведение следственных действий тем, что в офисе "благотворительной организации" (которой научный центр не является) могут быть документы, свидетельствующие о связи "Мемориала" и газеты "Новый Петербург", по публикациям которой следствие возбудило уголовное дело по факту разжигания межнациональной розни.

Как сообщается в пресс-релизе "Мемориала", в помещении во время обыска находились четыре человека, но только одна из них, Татьяна Викторовна Моргачева, собственно сотрудник, архивист "Мемориала", остальные - волонтеры, включая студентку из Германии Кристин Брюгеманн.

Всех присутствующих собрали в одном помещении. Они должны были все время находиться там же, где "работала" следственная бригада. В уже обысканные помещения, на кухню и в туалет пускали свободно.

Обыск начался с зала для публичных мероприятий, где, кроме стульев и экрана, находился стеллаж с частью личного архива правозащитника Эрнста Семёновича Орловского, умершего в 2003 году. Эти документы тщательно просмотрели, что заняло более полутора часов.

Сотрудники следственной бригады слабо контролировали ситуацию. Татьяне Моргачевой удалось сделать несколько телефонных звонков, а волонтеру Елене Александровой ещё и открыть кухонное окно, рассказать о происходящем и передать "на волю" экземпляр постановления на обыск. Около 16:00 Александровой удалось открыть дверь черного хода, но пытавшиеся войти соучредитель Косинова и съемочная группа канала ТВЦ были вышвырнуты СОБРовцами. Следователь распорядился изолировать Александрову в уже обысканном помещении, однако та не подчинилась; силу к ней применять не стали.

Далее последовал поверхностный осмотр кладовой, кухни и коридоров. Обыск в рабочем кабинете продолжался также около полутора часов, были внимательно просмотрены все имевшиеся в кабинете документы. В этом помещении находится рабочее место сотрудника НИЦ "Мемориал" Александра Марголиса, который одновременно является Председателем Фонда спасения Петербурга-Ленинграда. На его рабочем месте находились документы Фонда. Из помещения без описи были изъяты финансовые документы Фонда, включая кассовые книги. Следователь прямо отказался составлять опись изымаемых документов. Кроме того, были изъяты принадлежащие Марголису визитные карточки разных людей. Моргачева потребовала их хотя бы пересчитать. На это следственная бригада согласилась. Таким образом, известно, что изъяты 984 визитки.

В этом же кабинете была изъята ксерокопия статьи из газеты "Новый Петербургъ" за сентябрь 2007 года, - статья была направлена против Фонда спасения Петербурга-Ленинграда и лично Александра Марголиса. Осенью 2007 года по факту публикации этой статьи Прокуратура Санкт-Петербурга, и, параллельно, ОБЭП проводили расследование деятельности Фонда, однако в итоге никаких претензий к Фонду ни у ОБЭПа, ни у Прокуратуры не осталось.

В каждом помещении сотрудники следственной бригады вынимали из компьютеров жесткие диски. Делал это один из сотрудников, пользуясь при этом перочинным ножом. Других инструментов бригада при себе не имела. Один из жестких дисков они таким странным способом выкрутить не сумели и оставили этот компьютер. Также не был изъят жесткий диск компьютера, стоявшего в библиотеке - по неизвестным причинам. Всего изъято 11 жестких дисков.

Обыск закончился после вскрытия кабинета директора, Ирины Флиге. Ключа от кабинета в помещении не было, и дверь отжали стамеской из инструментов, принадлежащих НИЦ. Из кабинета Ирины Флиге также были изъяты жесткие диски старого компьютера, несмотря на то, что все файлы в нем датируются не позднее 2002 года, - при том, что причиной обыска была заявлена статья в газете "Новый Петербургъ", вышедшая летом 2007 года.

В 17:20 старший следователь Калганов зачитал присутствующим протокол, обыска и предложил его подписать.

Во время чтения протокола произошел инцидент. Елена Александрова по ходу чтения записывала фамилии присутствующих членов следственной бригады. В этот момент к ней бросился один из приведённых бригадой понятых, некто Глебов, со словами: "Зачем ты записываешь мою фамилию?", - и попытался отобрать у нее бумагу. Ни следователь, ни следственная бригада на это никак не реагировали. С некоторым трудом Елене удалось отцепить от себя руки понятого.

На повторное требование составить опись содержимого изъятых жестких дисков и CD вновь последовал отказ со стороны следователя. Протокол обыска следователь отказался показать даже из собственных рук. Сотрудники следственной группы на ксероксе, принадлежащем Мемориалу, сняли ксерокопию и предъявили ее для прочтения. Татьяна Моргачева протокол подписать отказалась, составив дополнительный лист с замечаниями по ведению обыска. Марина Батурина отказалась подписать протокол без объяснений. Кристин Брюгеманн также его не подписала, ссылаясь на отсутствие переводчика и представителя Консульства Германии. Елена Александрова протокол подписала, вписав свой протест и замечания.

Как сообщал "Кавказский узел", правозащитники высказали мнение, что обыск был связан с демонстрацией запрещенного к показу в России фильма "Бунт. Дело Литвиненко", организованной "Мемориалом".

Автор: Кавказский Узел

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

20 апреля 2024, 05:58

20 апреля 2024, 05:05

20 апреля 2024, 04:14

  • Имран Алиев арестован в связи с делом Abzas Media

    Руководитель сайта Meclis.info Имран Алиев стал обвиняемым по делу о контрабанде иностранной валюты, возбужденном против сотрудников Abzas Media. Суд отправил его под стражу на два месяца, защита намерена обжаловать арест.

20 апреля 2024, 03:47

  • Сообщение о разрушении церкви в Шуше вызвало недоумение азербайджанских историков

    Снос церкви "Зеленый час" в Шуше, о котором заявили карабахские власти*, невозможен, так как она внесена в реестр охраняемых исторических зданий Азербайджана, заявил историк Фаик Исмаилов. О разрушении в Шуше церкви сведений нет, отметила директор городского музея Сахиба Алекперова. Две христианские церкви в Шуше, в том числе "Зеленый час", сейчас реставрируются, сообщил политик Тогрул Джуварлы.

20 апреля 2024, 02:48

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей