03 сентября 2008, 23:16

Жертвы теракта в Беслане: с каждым годом становится все труднее переносить пережитое

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Северной Осетии сегодня продолжились траурные мероприятия, посвященные четвертой годовщине памяти жертв теракта в Беслане. В беседе с корреспондентом "Кавказского узла" пострадавшие рассказали, что с каждым годом им становится все труднее переносить произошедшее четыре года назад. Психологи отмечают, что внимание к жертвам этого теракта недостаточное

"Чем больше времени проходит, тем становится труднее. Это неправда, что время лечит, наоборот, все становится сложнее, кажется, будто это вчера произошло. С этим невозможно смириться", - сказала жительница Беслана Джульета Чихтисова, которая потеряла в школе своего племянника Арсена Маликиева.

"Мне трудно смотреть на сестру, которая ищет своего сына среди ровесников. Сейчас ему бы исполнилось 18 лет", - сказала она.

Другая жительница Беслана потеряла свою дочь в школе, она была учительницей осетинского языка. У нее остался маленький ребенок. С тех пор, все дни напролет, ее мать проводит на Мемориальном кладбище в "Городе Ангелов". Она не могла сегодня разговаривать, только плакала все время.

"Правда о Беслане не доказана и не раскрыта, и никому не легче", - сказала сестра пострадавшей.

1 сентября  трехлетний сын Марины Кодзаевой вместе с бабушкой прогуливался около дома, рядом со школой №1. Когда начался захват школы, они тоже оказались в числе заложников. Мать Марины погибла, а ее сын Глеб Тотоонов получил тяжелые ранения  головы.

После этого, через один год Марина с сыном переехала во Владикавказ, чтобы там им ничего не напоминало о страшных событиях. Сейчас Глебу 7 лет, и в этом году он в первый раз пошел в школу.

"Первые полгода после теракта сын рассказывал мне обо всем, что происходило в спортзале. А потом сам просил, чтобы я ему рассказывала. Он очень хотел сегодня прийти сюда, в школу, я его не пустила", - сказала мама выжившего мальчика.

О том, что происходит сегодня с пострадавшими и в каком состоянии, с профессиональной точки зрения, они находятся, рассказала психолог из Москвы Наталья Комановская, которая вместе с мужем работает с жертвами теракта в Беслане с октября  2004 года.

"Мы поддерживаем пострадавших, но состояние их не улучшилось. Многие дети, пережившие теракт, уже большие, окончившие школу, не могут туда зайти, доходят до школы и возвращаются. Это непереносимо. У многих появились побочные явления. К сожалению, внимание к жертвам этого теракта недостаточное", - сказала психолог.

"Программа, которая должна была помогать детям, неудовлетворительная. Скорее всего, идет установка на то, чтобы это прикрыть, забыть, что как-то это обойдется само собой", - считает Наталья Колмановкая.

По словам психолога, когда происходят такие события или другие подобные, начинает обостряться состояние людей, которые пережили нечто похожее 40 или 50 лет назад. Тогда возобновляются страхи, и начинает ухудшаться самочувствие. Если сейчас не помогать людям, то эти неврозы продлятся годами, говорит она.

Спустя четыре года после трагедии бывшие заложники не в состоянии разговаривать о событиях 2004 года, отмечают психологи. Пострадавшие  говорят, что их душевные раны с каждым днем болят все сильнее, а помочь им никто не хочет.

Напомним, что траурные мероприятия в Беслане начались еще 1 сентября. Тогда правозащитная организация "Голос Беслана" начала собирать подписи под требованием начать международное расследование случившегося четыре года назад. По всей Северной Осетии сегодня в 13:05 прошла минута молчания в память жертв теракта в Беслане.

Чтобы почтить память погибших, сегодня к заброшенной школе в Беслане пришли около 2 тыс. человек. У входа в спортзал школы выстроилась длинная очередь. Люди приходили с цветами, зажигали в спортзале поминальные свечи, возлагали венки.

Перед тем, как была объявлена минута молчания, над школой прозвучал колокол. После этого дети Беслана выпустили в небо более 330 белых шаров - по числу погибших заложников.

Единственным осужденным по делу о теракте в Беслане на сегодняшний день остается единственный, согласно официальной версии, выживший террорист Нурпаши Кулаев, приговоренный Верховным судом Республики Северная Осетия - Алания к пожизненному заключению. Сам Кулаев признал свою вину лишь частично.

До сих пор нет полной ясности с картиной теракта. Для расследования причин и деталей теракта была создана специальная парламентская комиссия. 22 декабря 2006 года ее глава Александр Торшин представил в Совет Федерации РФ итоговый доклад, из которого следует, что организаторами захвата заложников были Аслан Масхадов, Шамиль Басаев и арабский наемник Абу Дзейт. Торшин сообщил, что был уничтожен 31 террорист, захвативший школу. В докладе Торшин заявил, что взрыв в школе произошел по вине террористов, а не из-за действий силовиков.

После доклада Торшина Госдума приняла постановление о завершении работы парламентской комиссии и ее упразднении. Аналогичное решение принял Совет федерации. Однако, по мнению эксперта высшей категории в области физики горения и взрывов, профессора Юрия Савельева, расследование парламентской комиссии не было завершено должным образом, а решение о ее роспуске было принято поспешно.

К такому выводу Савельев - депутат Госдумы России, член комиссии по расследованию причин и обстоятельств теракта - приходит в своем альтернативном докладе о событиях 2004 года "Беслан: правда заложников".

Вице-спикер парламента Северной Осетии, экс-глава республиканской парламентской партии Станислав Кесаев заявил, что также не согласен с некоторыми выводами федеральной парламентской комиссии о захвате школы в Беслане.

26 июня родственники погибших в теракте в Беслане обратились за помощью в Европейский суд. Заявления подписали 89 пострадавших. Как заявила лидер организации Элла Кесаева, комитет «Голос Беслана» прошел через все судебные инстанции Северной Осетии и в поисках правды обратился в Европейский суд с просьбой провести объективное расследование по всем обстоятельствам захвата террористами школы.

1 сентября 2004 года группа террористов захватила 1128 заложников в школе североосетинского города Беслан. В результате теракта погибли 186 детей и 148 взрослых, ранения получили 728 бесланцев и 55 сотрудников силовых структур. При штурме здания школы были убиты 12 работников спецслужб и один местный житель, помогавший освобождать заложников.

"Кавказский узел" отслеживает развитие ситуации со дня трагедии и ведет хронику событий, связанных с терактом в Беслане и его расследованием.

Автор: Эмма Марзоева, корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

24 апреля 2024, 02:29

24 апреля 2024, 01:30

24 апреля 2024, 01:06

  • Ростовские тюремные врачи пытаются убедить суд в ненадежности потерпевших

    Сотрудники ростовской туберкулезной больницы ФСИН, которые обжаловали приговор по делу о пытках пациентов, назвали недостоверными показания потерпевших, сославшись на их заболевания, сообщил адвокат Рустам Ханмурзаев. Диагнозы потерпевших не дают оснований для отмены решения суда, указал правозащитник Олег Сокуренко.

24 апреля 2024, 00:27

  • Утвержден приговор журналисту Авазу Зейналлы

    Апелляционный суд в Баку отказался изменить приговор руководителю "Хурал ТВ" Авазу Зейналлы и второму осужденному Эльнуру Шукюрову. Защита обоих обвиняемых намерена обжаловать решение в Верховном суде Азербайджана.

23 апреля 2024, 23:28

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей