24 сентября 2008, 11:15

Глава ДУМ Карачаево-Черкесии: пышные свадьбы и поминки противоречат канонам ислама

Мусульманская часть населения Карачаево-Черкесии проводит поминальные и свадебные обряды с роскошью, что противоречит канонам ислама. Председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии (ДУМ) Исмаил-Хаджи Бердиев утверждает, что для того, чтобы люди перестали проводить такие пышные обряды должно пройти время, в течение которого нужно постоянно вести разъяснительные работы.

Напомним, в августе 2007 года во всех районах Карачаево-Черкесии Духовное управление мусульман ввело ограничения на проведение поминальных и похоронных обрядов.

"Основа ислама - это простота. Ислам очень простая религия. Ислам - это, прежде всего постоянный труд, без праздников и торжеств. Мусульманин должен шесть дней в неделю работать на благо страны, семьи и общества, а один день отдать Аллаху. И ислам не терпит роскоши", - такое мнение в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" высказал председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края Исмаил-Хаджи Бердиев.

"Все, что делают наши люди во время тех или иных обрядов, - роскошь. В советское время я избрал ту стезю, которая не одобрялась государством, но, тем не менее, тогда было легче. Все слои населения жили более или менее одинаково. Воровали просто не в таких масштабах, как сейчас. Так, когда пророку задавали вопрос, какими должны быть мусульманские мечети, он сказал - не украшайте их. Мечеть должна быть с высокими потолками, простая и с чистым воздухом. И ислам - простая религия, которая несет в себе, прежде всего, близость к простому человеку", - рассказывает он.

Исмаил-Хаджи говорит, что общество расколото и от того, к какому классу относится человек, может зависеть очень многое.

"Сейчас мы, фактически, столкнулись с двумя классами общества: класс богатых и класс тех, кто остался в бедности и не имеет ни шансов, ни возможностей выбраться из этого положения. И видя то, как проводит обряды класс богатых, люди победнее стараются вытянуться на этот же уровень. Не получается - лезут в долги. Продают все, что только можно продать, часто даже дома, в которых живут. А согласно исламу, этого делать нельзя", - говорит собеседник.

"Люди побогаче устраивают пышные свадьбы, иногда свадебные колонны составляют более ста автомобилей. Просто "бешеные" деньги и подарки делают родителям жениха и невесты, раздают деньги и друзьям. Все это просто очень большие деньги", - с возмущением рассказывает собеседник, добавив, что простому человеку такие деньги взять негде.

"Например, у меня как ректора Исламского института, зарплата составляет семь тысяч рублей. Я не могу не только устраивать такие празднества, я двоих детей в школу еле обеспечиваю. Но все мы живем среди людей и людское мнение, к сожалению, очень многое решает, особенно в обществе, где религия занимает мало места", - делает вывод собеседник, приводя пример того, как было бы в противном случае.

"Если общество построено на религии, здравомыслящий человек говорит: "Мне все равно, что подумают и скажут люди. Это их проблемы. Мне главное быть чистым перед Аллахом и чтобы он одобрял мои действия"", - сказал он.

"В Коране говорится, что "если человек сохранил человека, то ему воздастся, как будто он спас все человечество, а если он погубил человека, он получит такое наказание, как будто он погубил все человечество". Человек, согласно исламу, должен все в жизни для себя делать, а у нас мало кто делает. И сегодня богатые "бесятся" по-своему, а дети бедных едва могут позволит себе самое элементарное", - заявил Исмаил-Хаджи.

Бердиев говорит, что старается объяснить людям все, основывая на Коране, на пророчествах и законах.

"Я стараюсь объяснить, что все мирское проходит и человек должен трудиться. Он должен иметь дом, машину - это не роскошь, а необходимость. И то, что не нужно собирать дома, не надо. Смотреть на людей и поступать неправильно тоже не надо, потому, что рано или поздно человека ждет исход - смерть. Я и людям всегда говорю, что когда умирает человек, на кладбище его провожают три вещи: семья, работа и его дела. Все деяния его остаются с ним, а все остальное возвращается обратно. А роскошные, не то что свадьбы, но и похоронные обряды которые проводятся - от безбожья и непонимания религии", - говорит собеседник.

"У нас сплошное отсутствие богобоязненности, люди не хотят жить согласно тем законам, которые написаны в святой книге. На обучение тратятся деньги, чтобы устроиться на работу так же тратятся деньги, а потом на этой же работе начинают отрабатываться эти деньги и, чаще всего, путем взяточничества. Пышные свадьбы и похороны - все это делается в противовес тому, что нам было ниспослано всевышним. И ведь все это от простого непонимания", - считает Бердиев.

На вопрос, как подействовало постановление на ограничение затрат на те или иные обряды на население, и имеет ли оно вообще положительные результаты, Бердиев рассказал, что эффект есть.

"Над этим, прежде всего, трудятся люди, которых мы назначаем в мечети. Они встречаются и беседуют с людьми, разъясняют. Результат очень маленький, но он все-таки есть. И это радует. Но есть и такое: наш имам объясняет человеку, что не нужно делать больших затрат, и как нужно проводить обряд, и как только эфенди выходит из дома, собираются родственники умершего и советуют "нужно это продать, это купить, людей пригласить, накормить напоить, деньги раздать". Я не могу понять, ведь этого нет в религии.... И мы говорим, что нельзя этого делать. Мы говорим: ради всевышнего, не покупайте скот, не раздавайте пакетов (чаще всего в "поминальные пакеты" входят продукты питания фрукты, конфеты, крупы, мясо и т.д. Иногда можно увидеть и предметы одежды, полотенца или посуду - прим. "Кавказского узла"), не берите в долг", - рассказывает Исмаил-Хаджи, о своих беседах с населением.

"Могу сказать, что хоть и очень не многие, но все-таки прислушиваются", - с оптимизмом говорит муфтий.

"Вот у меня в прошлом году умерла мать. Да, мы зарезали одну корову и раздали бедным, но не более. Потому что помощь бедным это то, о чем говорил пророк. Это объясняют и имамы, для этого я специально приглашаю людей даже из других мусульманских стран. Ведь говорят, что "нет пророка в своем отечестве", так пусть послушают тех, кто из другой страны приезжает, ведь они говорят то же самое", - рассказывает Бердиев.

Кроме того, он рассказал, что есть разница между ребятами, которые учились за границей и ребятами, окончившими вуз в республике, несмотря на то, что обучают их одному и тому же - исламу.

"Мы учим ребят, не отрывая от действительности, они видят уровень людей их возможность восприятия, их характер и менталитет. А ребята, которые уезжают за границу (чаще всего в Саудовскую Аравию, потому что там оплачивается все - и дорога, и проживание) через восемь лет приезжают обратно совершенно оторванными от действительности. И они пытаются всю кальку, сделанную там, перенести в нашу действительность, но эта действительность - другая, и начинаются проблемы. Люди не готовы, или же у них другие понятия и они остаются не понятые людьми", - сказал Бердиев.

"Тот же маулит (поминальный обряд) например, в Сирии и в Египте делают совершенно по-другому. И они приезжают и хотят все сделать "как там", а так не получается, просто потому, что люди не готовы", - считает муфтий.

Жительница республики Мариам Тлячева о постановлении, в котором предусмотрено ограничение на затраты при проведении тех или иных обрядов, слышала и ранее, но когда дело коснулось ее семьи, все пошло по наработанному руслу.

"У меня недавно умерла мать, и, казалось бы, нам действительно все объяснили, что нельзя делать ни больших поминок, ни подарков в память о ней, ни пакетов. Но как не сделать? Сестры приехали и сказали, что на нашей матери это закончиться не должно. Не хуже других людей она, на поминки деньги сама собирала, ну мы еще добавили и проводили, как положено. Пакеты делали...", - рассказала женщина из Черкесска, однако, отказавшись ответить на вопрос, есть ли у нее долги после похорон.

Между тем, не все жители довольны работой имамов в республике. Так, Альберт Эскиндаров говорит, что часто эфенди (имам) отказывается сам идти на похороны.

"У моего друга умер родственник и когда мы обратились в мечеть в Черкесске, то один из служащих сказал, чтобы прислали машину за эфенди. Машину послали, хотя меня это лично возмутило, эфенди по приезду не выглядел ни больным, ни уставшим, просто ему, видите ли, на автобусе добираться не захотелось. А ведь это его прямая обязанность. И такое оказывается, как мне рассказали, бывает часто", - рассказывает собеседник.

Другой житель республики из Усть-Джегуты, рассказал, что там некоторые эфенди позволяют себе не только "заказать" транспорт, но и заказать какого рода скот, и в каком количестве, должен быть зарезан, а так же, что из яств должно быть на столах. И отнюдь не всегда "количество" забитого скота оказывается соответствующим постановлению.

"Ладно со свадьбами, ну хотят люди - пусть веселятся, а вот с поминками-то, зачем людей утруждать. Уже на поминках такой размах, что если бы не покрытые головы мужчин, от свадьбы не отличишь. Когда у человека горе, он не задумывается, кому и сколько отдать, лишь бы все "как надо" сделали", - сказал он, добавив, что эфенди к этому также причастны.

"Я знаю и тех, кому вообще за обряд платить надо. Кроме того, многие из нынешних эфенди - бывшие сотрудники МВД, видимо привычки сказываются", - рассказал человек, попросивший не называть его имени.

"Село маленькое, завтра будут пальцем показывать, что, мол, на "святого" человека сказать что-то посмел", - объяснил собеседник из поселка Юбилейного, однако, затруднившись назвать минимальную стоимость поминок, лишь предположив, что она будет составлять не менее 150 тысяч рублей.

Согласно ответам жителей республики, опрошенных корреспондентом "Кавказского узла", поминальные обряды действительно составляют минимальную стоимость от 100 до 150 тысяч рублей, в среднем от 150 до 250 тысяч рублей, и поминки с "размахом" обойдутся в 500 тысяч рублей.

"Бедненькая" свадьба (без учета подарков сторонами жениха и невесты друг другу) будет стоить 150 - 200 тысяч, "средняя" - 500-700, а вот на свадьбу с "размахом" родителям молодоженов придется раскошелиться не менее, чем на пару-тройку миллионов рублей.

Автор: Бэлла Ксалова, корреспондент "Кавказского узла";

Знаешь больше? Не молчи!
Lt feedback banner
Лента новостей

23 марта 2017, 10:05

23 марта 2017, 09:45

23 марта 2017, 09:36

  • Атаман Нестеренко заявил о готовности возместить ущерб мэрии Анапы

    Суд по делу заместителя атамана Анапы Николая Нестеренко допросил сотрудников горадминистрации и судью, который занимался рассмотрением иска Нестеренко к мэрии. Сам подсудимый, по словам его адвоката, заявил, что готов отказаться от спорного участка и выплатить мэрии ущерб. Зал судебных заседаний не вмещает всех желающих присутствовать на процессе, сообщил брат Нестеренко.

23 марта 2017, 09:24

23 марта 2017, 09:05

Справочник

Все справки

Архив новостей
Все SMS-новости