26 декабря 2007, 08:39

Казанские милиционеры обжаловали закрытие уголовного дела против журналистки Петровой и ее родителей

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Двое офицеров милиции Татарстана обжаловали решение о закрытии уголовного дела против журналистки Натальи Петровой, известной своими репортажами из "горячих точек" Кавказа, и её родителей. Петровы обвинялись в избиении стражей порядка и клевете на одного из них.

Об этом корреспонденту "Кавказского узла" сообщил активист Правозащитного центра "Мемориал" Андрей Миронов, занимающийся общественной поддержкой семьи Петровых.

Сегодня, 26 декабря, суд Московского района Казани рассмотрит жалобу начальника отдела уголовного розыска (ОУР) ОВД Московского района г. Казани Вячеслава Прокофьева и сотрудника этого отдела А. Хайруллина на постановление старшего следователя Зареченского межрайонного следственного отдела Следственного комитета Следственного управления (СК СУ) при прокуратуре РФ по Республике Татарстан (РТ) А. Фёдорова о закрытии дела против Петровых "за отсутствием события преступления". Прокофьев и Хайруллин проходили по делу как потерпевшие. Начало заседания суда назначено на 10 часов утра.

Как пояснила корреспонденту "Кавказского узла" Ирина Хрунова, адвокат родителей Натальи Петровой, Георгия и Нины Петровых, милиционеры требуют отмены постановления следователя в связи с тем, что, по их мнению, он не привёл обоснования своего решения. Сотрудники уголовного розыска считают, что в материалах дела достаточно доказательств вины обвиняемых.

Примечательно, что решение о прекращении дела следователь А. Фёдоров издал 13 декабря, а Петровы, по их словам, получили его по почте только 21 декабря - через час после того, как секретарь суда по телефону пригласил их на сегодняшнее заседание. На почту письмо Петровым с этим постановлением, согласно штампу на конверте, поступило 20 декабря. На вопрос Геннадия Петрова, почему его так долго не высылали, Фёдоров ответил, что "не было конвертов".

Между тем, Ирина Хрунова, ознакомившаяся сегодня в суде с жалобами милиционеров, отметила, что они поступили туда уже 18 декабря, через пять дней выхода постановления следователя. "Такого в принципе не бывает", - сказала адвокат, имея в виду скорость обжалования.

В самом же постановлении, по мнению Хруновой, следователь А. Фёдоров действительно не приводит обоснования прекращения уголовного дела, ограничившись словами, что факт применения насилия и клеветы в отношении сотрудников милиции со стороны Петровых не установлен.

Правозащитник Андрей Миронов высказал подозрение, что следователь находится в сговоре с "потерпевшими" и специально подготовил некачественный документ, чтобы он был отменён судом. Сговором же он объясняет и странный казус, когда милиционеры успели получить постановление из прокуратуры и обжаловать его ещё до того, как о его существовании узнали бывшие обвиняемые. Закрыть же дело следователю пришлось, по мнению как адвоката Хруновой, так и Миронова, из-за жалобы Георгия и Нины Петровых прокурору Татарстана.

Уголовное дело против троих членов семьи Петровых было возбуждено 19 сентября 2007 года. Вернее, в этот день против них открыли сразу два дела - по ч. 1 ст. 318 УК РФ (применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей) и по ч. 2 ст. 129 УК РФ (клевета в средствах массовой информации) - но сразу объединили в одно.

"6 сентября 2007 года Петрова Н. В. вместе со своими родителями и несовершеннолетними детьми, находясь в подъезде дома № 6 по ул. Чистопольская г. Казани, причинили телесные повреждения сотрудникам ОУР ОВД Московского района г. Казани Петухову А. С., Нуртдинову Р. И., Хайруллину А. Р., находившимся при исполнении служебных обязанностей и производивших задержание Петровой Натальи Владимировны, которая находилась в розыске", - описывает в постановлении о прекращении уголовного дела, копия которого имеется в распоряжении репортера "Кавказского узла", версию событий, приведшую к его возбуждению старший следователь А. Фёдоров.

"В период с октября по ноябрь 2007 года (более точное время следствием не установлено) Петрова Н. В., 1959 г. р., действуя с прямым умыслом, осознавая ложность сообщаемых ею сведений, а также, что распространяемые ею сведения порочат честь и достоинство, подрывают деловую репутацию сотрудников милиции, сообщила в средствах массовой информации - радиостанции "Эхо Москвы", радиостанции Радио "Свобода/Свободная Европа" и сети Интернет - заведомо ложные сведения в отношении начальника отдела уголовного розыска ОВД Московского района г. Казани В. В. Прокофьева, обвинив его в совершении преступления против порядка управления в связи с осуществлением им руководства органом дознания", - описывает Фёдоров обвинения в адрес журналистки Натальи Петровой, послужившие основанием для возбуждения против неё расследования по статье УК о клевете.

Далее, следователь пишет в своём постановлении, что 1 ноября 2007 года в отношении Петровой Н. В., Петрова Г. Е. и Петровой Н. И. заочно была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде, но подозреваемые не являлись для выполнения следственных действий и были объявлены в розыск.

19 ноября 2007 года, говорится в документе, производство по уголовному делу было приостановлено в связи с розыском Петровых, так как последние скрылись от предварительного следствия. "2 декабря 2007 года местонахождение Петровой Нины Ивановны и Петрова Геннадия Евгеньевича было установлено, в связи, с чем производство по уголовному делу было возобновлено", - пишет прокурорский работник.

"За три месяца хода следствия нам не поступало ни одной повестки, ни одного приглашения, ни одной беседы с нами не было, т. е. мы практически не видели следователя. И вдруг, 2 декабря, мы узнали, что мы из свидетелей стали подозреваемыми и были в розыске. За эти три месяца мы никуда не выезжали, жена у меня больная и всегда в квартире находилась. Я постоянно по городу ходил", - возмущённо недоумевает бывший подозреваемый, семидесятилетний Геннадий Петров.

Но сама журналистка Наталья Петрова, опасаясь за свою жизнь и жизнь своих родных, действительно бежала из страны вместе с двумя детьми и находится сейчас, по словам Андрея Миронова, в одной из европейских стран. Она считает, что в России её преследовали за профессиональную и общественную деятельность, а её детей в школе за то, что наполовину чеченцы - по отцу.

По версии Петровых, события 6 сентября этого года, ставшие причиной уголовного преследования всей семьи, развивались совсем не так, как их представляют казанские сыщики.

4 сентября Наталья Петрова с детьми вернулась из Абхазии, где снимала очередной свой фильм. 6 сентября в её квартиру ворвались трое мужчин в штатском. Родители и дети Петровой попытались помешать её задержанию, но также были избиты.

Когда избитую журналистку вытащили на улицу приехала машина "Скорой пормощи, однако осмотреть журналистку врачам не удалось "не подпустили милиционеры, сказали, мол, ложный вызов", - пишет "Новая газета".

Затем Н. Петрову доставили в РОВД Московского района, где также били и подвергали издевательствам.

Затем сотрудники милиции вывезли ее из отделения и оставили на улице, после чего Наталья оказалась в больнице.

Там у Петровой зафиксировали тяжелое сотрясение мозга и многочисленные ушибы тела. В то же время, сообщает "Новая газета", в карте вызовов "скорой" № 257 от 6 сентября - заявка поступила из РОВД Казани - обнаружены следующие строки: "Петровой Н.В. был поставлен диагноз истерия и алкогольное опьянение. Поведение неадекватное и агрессивное. Кожа и костно-суставный аппарат без видимых повреждений". Наталья утверждает, что в камеру к ней врачи даже не заходили.

Киножурналист Наталья Петрова была хорошо известна в Нагорном Карабахе и Чечне. Благодаря своему острому документальному фильму про детей-беженцев в первой республике и по сенсационному интервью с Джохаром Дудаевым - во второй (она одна из первых вместе со съемочной группой сумела войти в дом ичкерийского лидера).

Закончила Казанский госуниверситет, где потом осталась преподавать. До конца 1990-го работала редактором молодежных программ казанского телевидения, в 91-м по просьбе Елены Боннер взяла камеру и уехала на уже бурлящий Карабах. В гуще войны снимала детей, живущих в экстремальных условиях блокады. Вернулась домой с тяжелым ранением. Оклемавшись, рванула в Чечню.

Петрова вывозила из республики военнопленных (о 19-ти первых Наталья вспоминает с гордостью), вела переговоры и расследовала обстоятельства гибели Надежды Чайковой - убитой в марте 1996 года в Чечне журналистки "Общей газеты". К 1997 году вместе с мужем, уроженцем Чечни, Русланом Умаровым закончили монтаж фильма "Чеченцев древняя земля", удостоенный Гран-при Академии киноискусств Германии.

В 1998 году родились дети - близнецы Маша и Нелли. Спустя некоторое время Руслан Умаров ушёл из семьи, и до сих пор никто не знает, где он.

После рождения детей командировки на Кавказ стали реже. Зато повысилась активность Натальи в родном городе. В 1997 году она зарегистрировала собственное независимое теле-агентство "РУНА". Бывала в качестве корреспондента на многих конференциях, где задавала компрометирующие власти республики вопросы, уличала высокопоставленных чиновников в ущемлении прав человека.

Накануне празднования тысячелетия Казани в 2005 году чеченцам в городе было особенно худо.

"То, что там делалось, было абсолютнейшим безобразием - организованная компания по выдворению чеченцев всеми законными и незаконными способами, - рассказывает "Новой" председатель Комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина. - А у Натальи дети - чеченки по национальности".

"На самом деле, лишь очень внимательный сможет разглядеть в них кавказскую кровь, - говорит Петрова. - Но графа "родители" в свидетельстве о рождении говорила сама за себя. Начались проблемы в школе. Пришлось сменить несколько, где дети подвергались дискриминации как "чеченки".

В последней, № 164, вспыхнул конфликт с директором школы. Наталья утверждает, что детей избили, и показывает две справки от 13 апреля 2007 года. У Нелли "ушиб мягких тканей области плечевых суставов", у Маши - то же, но левого подплечья. Петрова обратилась в прокуратуру29. В результате пришла повестка ей - за клевету.

Автор: Вячеслав Ферапошкин, собственный корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

25 апреля 2024, 22:47

25 апреля 2024, 21:48

  • Семья Рубена Варданяна сообщила о прекращении его голодовки

    Бывший госминистр Нагорного Карабаха Рубен Варданян, содержащийся под стражей в Азербайджане, прекратил голодовку после телефонного разговора с семьей, сообщили его родные. Сын Варданяна призвал международные организации добиваться от Азербайджана справедливого и открытого судебного процесса над задержанными в Азербайджане армянами из числа бывших карабахских чиновников.

25 апреля 2024, 21:20

  • Боец из Туапсинского района убит на Украине

    Ян Скулов убит в военной операции на Украине, сообщил глава Туапсинского района. С начала военной операции официально признаны убитыми в ней не менее 363 бойцов из Краснодарского края.

25 апреля 2024, 20:34

25 апреля 2024, 19:38

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей