30 января 2007, 21:13

Завтра Верховный суд РФ рассмотрит дело выходцев из Чечни Бадалова и Ахметханова

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В 10 часов утра 31 января Президиум Верховного суда РФ рассмотрит надзорное представление Генпрокуратуры, которым она опротестовала решение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда России, отменившей приговор в отношении двоих выходцев из Чечни и их товарищей, осужденных Тверским областным судом за вымогательство с применением насилия, грабеж, похищение людей и хранение боеприпаса. Об этом корреспонденту "Кавказского узла" сообщил старший брат одного из осужденных Бислана Бадалова, председатель правозащитной организации Чеченский комитет национального спасения Руслан Бадалов.

"Приговором суда Бадалов признан виновным в совершении вымогательства денег у Морозова А. В. в январе 2003 года и у Козлова Н. Г. в феврале 2003 года. Бадалов, Ахметханов, Угланов и Иванов - в похищении человека, совершенного организованной группой, в вымогательстве денег у Козлова и Гашимова, в открытом похищении имущества Козлова, а Ахметханов - в незаконном приобретении, хранении и ношении боеприпаса. Преступления ими совершены в г. Удомля, Удомельском районе, г. Вышний Волочек и Вышневолоцком районе Тверской области", - говорится в одном из судебных документов, копии которых передал в распоряжение корреспондента "Кавказского узла" Руслан Бадалов.

14 сентября 2005 года выходцы из Чечни Бислан Бадалов и Хасамбек Ахметханов были осуждены к 13 годам, а их товарищи Александр Иванов и Николай Угланов - к 12 и 11 годам лишения свободы в колонии строгого режима. 24 июля прошлого года Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда России, посчитав, что во время судебного разбирательства были допущены нарушения уголовно-процессуального закона, которые могли повлиять на справедливость вердикта, приговор отменил и направил дело на новое рассмотрение в Тверской областной суд с новым составом судей. Бывшие осужденные были оставлены под стражей.

Обвинение не согласилось с отменой обвинительного приговора и в лице заместителя Генпрокурора РФ С. Кехлерова, обратилось в Президиум Верховного суда с надзорным представлением, в котором просит постановление Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ "по делу Ахметханова и других" отменить и направить дело на новое кассационное рассмотрение.

Как отражено в кассационном определении Верховного суда, нарушения уголовно-процессуального закона при рассмотрении дела в Тверском облсуде выразились в следующем: несмотря на возражения стороны защиты, суд первой инстанции не принял надлежащих мер к вызову на заседание и допросу свидетелей обвинения и потерпевших и огласил показания потерпевших Козлова и Жукова. В результате, были нарушены требования ст. 240 УПК РФ о непосредственном и устном исследовании всех доказательств, а также положения Европейской конвенции по правам человека (п. d ч. 3 ст. 6) о праве лица допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, что и для свидетелей, показывающих против него. Также суд сослался на то, что в приговоре Тверского суда были перепутаны даты совершения преступления Б. Бадаловым и информация о первой судимости Хасамбека Ахметханова.

"Как следует из материалов уголовного дела, судом приняты исчерпывающие меры для вызова в судебное заседание потерпевших. Жукову и Козлову неоднократно направлялись повестки по месту жительства в г. Удомле, а Жукову - еще и по месту проживания его родителей в г. Мурманске. Имеется рапорт судебного пристава о невозможности исполнения постановления о приводе потерпевшего Жукова в связи с его длительным отсутствием по месту жительства, что подтвердили его соседи. Допрошенная в судебном заседании свидетель Жукова (жена потерпевшего) пояснила, что в сентябре 2003 года Жуков выехал из г. Удомли, возможно, к своим родителям в г. Мурманск и его местонахождение неизвестно. По повестке, направленной в г. Мурманск, Жуков также не явился, о причинах своей неявки не сообщил", - пишет в своем надзорном представлении заместитель Генерального прокурора России.

"Свидетель Козлов А. в суде показал, что его брат, потерпевший Козлов Н., в октябре 2003 года выехал в г. Москву, адрес и место работы брата он не знает, а его телефон не отвечает. Повестки, направленные по месту регистрации Козлова в г. Удомле, возвратились в связи с отсутствием адресата. Ввиду того, что установить фактическое местонахождение Жукова и Козлова после принятия мер к их вызову не представилось возможным, суд по ходатайству государственного обвинителя принял обоснованное решение об оглашении их показаний в соответствии со ст. 123 Конституции РФ и ст. ст. 15, 244 УПК РФ", - считает сторона обвинения.

"При окончании производства предварительного расследования по данному уголовному делу также не удалось установить местопребывание потерпевшего Жукова и выполнить в отношении него требования ст. 216 УПК РФ. В связи с этим Тверской областной суд 9 декабря 2004 года возвратил дело прокурору для устранения нарушений уголовно-процессуального закона. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ 10 марта 2005 года отменила это постановление. В кассационном определении было указано, что рассмотрение дела в отсутствие потерпевших, фактически уклоняющихся от явки в органы предварительного следствия и в суд, не может свидетельствовать о существенном нарушении уголовно-процессуального закона, препятствующем решению дела по существу", - поясняет перипетии слушания дела заместитель Юрия Чайки.

"Изложенное свидетельствует о том, что оглашенные по ходатайству государственного обвинителя с учетом принципа состязательности сторон в уголовном процессе показания Жукова и Козлова на предварительном следствии правомерно использованы судом в качестве доказательства, причем не единственного. Исследованы в судебном заседании и изложены в приговоре показания свидетелей Алешина, Юреневой, Козлова А., Лебедева, Жуковой и других, а также иные доказательства (протоколы осмотра места происшествия, опознания, очных ставок, заключения экспертиз). При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции должен был обсудить вопрос о том, есть ли основания для исключения из числа доказательств показаний Жукова и Козлова и достаточны ли другие доказательства для постановления обвинительного приговора", - утверждает прокуратура.

"Отказ потерпевших Семисошенко, Гашимова, Глушко, свидетеля Жуковой от показаний, данных на предварительном следствии, не является основанием для направления дела на новое судебное рассмотрение. Суд первой инстанции дал этому обстоятельству оценку, указав в приговоре мотивы принятого решения", - заявляет представитель гособвинения.

В настоящее время обвиняемые содержатся в следственном изоляторе г. Твери. В завтрашнем заседании они принимать участия не будут. По словам Руслана Бадалова, защита решила не вызывать их в суд, поскольку процесс перевода заключенных в следственный изолятор Москвы может занять несколько месяцев, а затягивать решение по делу они не хотят.

"Зная о практике Верховного суда РФ оставлять приговоры в отношении чеченцев в силе, и адвокаты и родственники пережили немало неприятных минут. Родственники Б. Бадалова и правозащитники, предавшие это дело широкой огласке, едины во мнении, что отмена приговора Верховным судом РФ, это пусть и небольшое, но торжество справедливости", - говорит председатель базирующейся в Ингушетии общественной организации Чеченский комитет национального спасения Руслан Бадалов.

"Максимум действия брата тянут на самоуправство, - считает чеченский правозащитник. - 11 июня 2003 года Бислан сел в свою машину в г. Удомле, не успел закрыть полностью дверь, как раздался взрыв - автомобиль был заминирован. Брата выбросило взрывной волной из салона машины и он остался жив. Милиция возбудила уголовное дело по ст. "покушение на имущество", а по статье "покушение на убийство" - нет. Дело вскоре закрыли, не найдя виновных".

"Видя, что правоохранительные органы не ищут преступников, пытавшихся его убить, мой брат сам провел расследование и вместе с другим жителем Удомли Ивановым, также ранее повергшимся покушению, они объехали на автомашине и собрали вместе группу подозреваемых. "Встреча" фиксировалась ими на аудио- и видеопленку. Местные жители Д. Жуков, Н. Козлов и Р. Гашимов признали свою вину, попросили не сдавать их в милицию, обещав восстановить поврежденную машину. Бислан согласился с их предложением. В тот же день, 10 июля 2003 года, Жуков, Козлов и Гашимов написали заявление в ОВД, обвинив Бислана Бадалова в вымогательстве. Они заявили, что не причастны к покушению на Бислана, и что он, применив физическую силу, угрожая оружием, заставил их оговорить себя. Вечером 10 июля Б. Бадалов и Иванов были арестованы", - рассказывает Руслан Бадалов.

"Часть видеозаписи "встречи" была стерта работниками милиции, поэтому, на пленке не видно, были ли избиты подозреваемые в покушении на Бислана, как они заявляли, или нет. Вещественных доказательств также нет. И в обвинительном заключении и в приговоре суда фигурируют "неустановленные" автоматы, пистолеты и т. п., - говорит брат осужденного. - Вначале дело было открыто только по статье о вымогательстве. Но доказательств не было, дело стало разваливаться и через четыре месяца следствие добавило к обвинению еще две статьи: грабеж и похищение людей. Хотя в показаниях "пострадавших" не говорится, что их похитили".

"Начальник Межрайонного отдела Вышневолоцкого УБОП УВД по Тверской области майор Вячеслав Ваулин, старшие оперуполномоченные этого же отдела капитан Виктор Григорьев и капитан Игорь Белышев, опрошенные на суде в качестве свидетелей, пояснили, что лично ездили ночью за свидетелями в ходе расследования уголовного дела, конвоировали их в ОВД и присутствовали на их допросах. На это офицеры не имели права, так как тем самым оказывали давление на свидетелей, которые впоследствии отреклись от первоначальных показаний в пользу обвиняемых", - рассказывает о правонарушениях, допущенных в ходе расследования и рассмотрения в суде уголовного дела своего брата, Руслан Бадалов.

Среди прочего, Бадалов признан виновным "в совершении открытого хищения у Гашимова Р.А. сотового телефона "Сименс С-45"", хотя, как отмечает его адвокат Абусупьян Гайтаев, установлено, что этот телефон, "официально предоставлен Бадалову компанией "Трейд", представитель которой Лазуков Е. Ю. в своих показаниях подтвердил данный факт и передал следствию соответствующие документы". "Даже при таких казалось бы бесспорных доказательствах принадлежности фигурирующего в деле телефона Бадалову Б.Н., он признан виновным в похищении собственного телефона...", - писал в кассационной жалобе на приговор защитник.

Автор: Вячеслав Ферапошкин, собственный корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

28 марта 2024, 15:00

28 марта 2024, 14:19

28 марта 2024, 13:43

28 марта 2024, 12:59

28 марта 2024, 12:14

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей