25 января 2007, 14:10

З.Чолтаев: назначение Вахаева может прикрывать перемещения во властных структурах Чечни

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Чеченский политолог Заинди Чолтаев в эфире Радио Свобода (Программа "Час прессы", ведущий Олег Кусов) прокомментировал статью в газете «Московский комсомолец» «Рамзан Кадыров не станет папой», согласно которой федеральный центр выбрал кандидатуру Магомеда Вахаева в качестве реальной меры по недопущению дестабилизации ситуации во властных структурах Чечни.

По мнению политолога, "Рамзан Кадыров – фигура непредсказуемая и очень амбициозная. Дать ему всю полноту власти опасно, с точки зрения федерального центра. Но из этого Речкалов такой вывод, что необходим другой, конкретно Вахаев, который будет, с одной стороны, лоялен Рамзану Кадырову, с другой стороны, предан федеральному центру. Но тот резон или та опасность, которую якобы подозревает в Рамзане Кадырове федеральный центр о том, что он, получив большую полноту власти, станет более неуправляемым, усиливается с назначением Вахаева. Вахаев не является никаким противовесом. Поэтому мне кажется, некоторая логика в этой статье отсутствует.

У меня такое впечатление сложилось по последним событиям, что это некая провокация, которая закрывает, возможно, другие предстоящие кадровые, в том числе, возможно, некоторую другую политику на Северном Кавказе. Причем они могут быть вызваны самыми неожиданными обстоятельствами, в том числе той информацией, которую мы узнали от зарубежных правозащитников. Неизвестно, куда приведет следствие, кто, какая фигура на Северном Кавказе в конечном итоге с этим может быть связана. Я думаю, что, может быть, вопрос кроется и здесь тоже. Но тем не менее, это серьезный сигнал для чеченского сообщества...

...Ситуация в Чеченской республике крайне подавлена, с точки зрения гражданского общества. То есть какое-то строительство, какие-то деньги каким-то образом, безусловно, реализуются в здания, в дороги, в памятники, в какие-то аквапарки. Но это в принципе не может быть, когда такой поток идет денег. Но что касается гражданской ситуации, гражданского общества, в Чечне трудно найти несколько независимых журналистов, аналитиков, которые могут даже на вербальном уровне высказывать критическую точку зрения. И это на самом деле проблема власти Кадырова. Он, зачистив всю оппозицию, создал фактически режим. Известно, что любой режим – это конструкция крайне опасная, потому что крайне персонифицирована. Все – в одной фигуре Рамзана Кадырова...

...Мы знаем, что политическая практика в России такова, что все кадровые перемещения проводятся как спецоперация. Никто не знал, что Фрадков будет премьер-министром, практически никто. Никто, никакие аналитики, не говорили о том, что нынешний прокурор будет прокурором после рокировки Устинова в Минюст и Чайку – сюда. И удивительно, что на таком важном направлении, как чеченское, очень простой слив информации. Правда, это региональная, но с общероссийским масштабом ситуация. Я еще раз подчеркиваю, что я думаю, что это ход, который вызван некими другими обстоятельствами. Возможно, сегодняшнее назначение или возможное назначение, в чем я еще до конца не уверен, Вахаева означает не то, что мы думаем. Возможно, это скажется на реальных руководителях Чеченской республики в ближайшем будущем. То есть то, что происходит в Чечне, все зависит от Кремля, от федерального центра, я имею в виду основные вопросы. Основные вопросы зависят от федерального центра.

Там забота о людях, здесь правильно было сказано, что о людях в нашей стране никто по большому счету не думает. Это последняя, отложенная тема. В первую очередь, интересы крупного бизнеса, корпоративных компаний и где-то в последнюю очередь – интересы людей. И Чечня, в первую очередь Алханов, Кадыров – с ними ведется политический торг по чеченской ситуации. А нужно идти к людям, смотреть, о чем они говорят, о чем они думают. Для этого нужно регистрировать общественное мнение. А для этого должны быть свободные общественные, гражданские институты. Их нет. В Чечне более страшная ситуация, чем в России, потому что там, ссылаясь на особую ситуацию, контртеррористическую операцию, можно любого человека, условно говоря, призвать к ответу – к тому ответу, который нужен федеральному центру или местным органам власти.

...Российскому федеральному центру нужна управляемая ситуация в Чечне. Самый быстрый путь добиться управляемой ситуации, с точки зрения советской логики, а Путин тоже получил советское образование, причем особое советское образование, самый быстрый путь навести порядок – это опереться на управляемых людей. Это та же ситуация в армии с помощью «дедовщины». Если бы не нужна была бы «дедовщина», ее бы не было в течение 24 часов. То есть создается управляемая ситуация. Вот такая же управляемая ситуация с опором на людей, которым позволено многое, создается в Чеченской республике.

Безусловно, Рамзан Кадыров (здесь я с Василием не могу не согласиться) – особая фигура на российской политической арене. Он по степени самостоятельности редко с кем может сравниться. Я не знаю таких руководителей, которые имеют под контролем вооруженные формирования. Он может делать серьезные заявления, касающиеся соседних территорий, и не только территорий соседних иногда. Вы вспомните грузинские намеки, готовность послать туда... Такой степенью вседозволенности не обладает ни один федеральный руководитель. Но, возможно, и многим чеченцам такая позиция Рамзана Кадырова или такое положение импонирует. С этим тоже нужно согласиться, потому что Рамзан Кадыров иногда служит зонтиком от беспредела федерального, свой беспредел некоторым кажется милее. Более того, он делает иногда популистские, но для конкретных людей это, может быть, очень важные действия, связанные с защитой чеченцев, находящихся в местах лишения свободы, в том числе попытка вывести из леса определенных людей – это тоже некоторая составляющая, которая способствует определенному позитивному имиджу Рамзана Кадырова в Чеченской республике. Там разные люди. Это не все отъявленные бандиты и головорезы, которые ушли в лес иногда потому, что были не уверены в завтрашнем дне, когда любого молодого человека могли заподозрить, забрать и превратить в террориста. Я вот этими моментами объясняю...

...Я полностью согласен с тем, что чеченцы (мое мнение) хотят уверенности в завтрашнем дне, жить как нормальные российские граждане. Никакого особого сепаратизма в Чечне нет. Есть сопротивление произволу, и иногда это оформляется, в том числе и средствами массовой информации, этому привешиваются определенные ярлыки, что усиливаются сепаратистские тенденции. Нет, чеченцы вполне законопослушные, в 90% говорят на русском языке, это тоже показатель. Они всегда открыты к общению, потому что русский язык был языком межнационального общения, по старым стандартам...

...Чечня – это копия России. Маленькая, может быть, некоторыми местами уродливая, я имею в виду с точки зрения организации общественных отношений, отношений власти и граждан. Тем не менее это копия России. Вся проблема или основная проблема, ключи от проблемы лежат в организации власти в России. Сейчас в России, к сожалению, общество лишено возможности осуществлять давление на власть для того, чтобы происходил нормальный процесс развития государства, демократического развития. Должны быть институты давления на власть. Их нет. В Чечне они тем более отсутствуют. И таким образом создается режим. Как только будут изменены эти правила, я думаю, очень многое зависит от самого Кремля. То есть ключи от решения чеченских проблем, рязанских проблем, костромских лежат в системе организации власти в России".

Тимур Алиев, редактор газеты "Чеченское общество" не страницах LiveJournal пишет следующее "Конечно, любую версию можно обосновать, что, собственно, автор и сделал. Но что-то не то.

С одной стороны, конечно, слухи о стычках между Алу и Рамзаном не прекращаются. То говорят, что они в Москве сцепились, то говорят, что парламент вынес импичмент Алханову. И утверждают, что все это вроде бы делается для того, чтобы Рамзана первым поставить.

Но если же прочитать материал Речкалова, где он говорит, что Алханов не был полноценным членом команды, в отличие от Вахаева, то мне кажется, это не совсем так. В принципе они оба примерно в одинаковой ситуации. Оба вместе с Кадыровым, но в то же время не настолько близки, как скажем представители нынешней верхушки. Говорили, что у Вахаева вроде бы хорошие контакты с вдовой Кадырова - Аймани. Но в то же время и говорили о том, что Вахаев - один из четырех министров в правительстве Чечни, которых в ближайшее время должны сменить. А принцип кадровой политики прост - ставят в основном, молодых - примерно ровесников Рамзана.

Как-то не вписывается Вахаев в эту политику. Ему на своем министерском месте усидеть бы. Хотя и не исключено, что это он так ва-банк идет - если министерский портфель теряет, то вдруг выгорит с президентским. В Москве мозги запудрил своей "Народной инициативой" - дескать, меня народ поддерживает.

Резоны же замены президента, которые приводит Речкалов, если и важны для Рамзана, то навряд ли удобны для Кремля. В Кремле уж точно не захотят ослабления противовеса Кадырову. Не пойдут они на это...

...Что - кто-то сомневался, что Кадыров станет президентом?

Да даже, если и не станет - что от этого изменится? Он немало делает для республики и в роли премьера. Он страшно популярен. Хотя бывает и ругают его - но какую власть не ругают. Мне лично вспоминаются мои юношеские годы, когда мы с товарищами прикидывали - что бы мы сделали, если бы стали вдруг президентами. И наши мысли мало отличались от того, что сейчас делает Рамзан. Мы так же, как и он, предлагали достаточно утопичные вещи - построить то-то и то-то, заставить работать министров и чиновников. Разница лишь в том, что мы говорили, а Рамзан это делает. Вопрос в другом - насколько это у него получается. Но вроде бы и получается. Весьма точно его все-таки Шамиль Бено назвал - "эффективный военно-политический менеджер". Все охватил - и какая разница, как назвать человека, выполняющего эти функции? Так что от того, станет Рамзан президентом или нет, для республики ничего не изменится.

Что-то изменится для России? Тоже непохоже. Кремль почти все вопросы через Рамзана решает.

Конечно, по человечески Рамзана можно понять. Он считает наверное примерно так - "я вот пашу, ругаюсь, с Кремлем договариваюсь, с боевиками, город отстраиваю, деньги выбиваю, а журналисты меня ругают, да еще и Алу мне в пример ставят. А надо наоборот. Я же больше его работаю". Так что Рамзана в принципе можно понять. Чисто по человечески. А то, что пишут про суверенитет или что Рамзан в лес уйдет - это уже так, сказки...

Автор: Кавказский Узел

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

24 апреля 2024, 10:18

24 апреля 2024, 09:22

  • Профсоюзы Грузии выступили против закона об иноагентах

    Законопроект "О прозрачности иностранного влияния", который продвигает правящая партия "Грузинская мечта", неприемлем. Профсоюзы при поддержке иностранных партнеров добились восстановления прав тысяч граждан страны, а благодаря донорскому финансированию был разработан альтернативный вариант пенсионного законодательства, заявили представители Конфедерации профсоюзов Грузии.

24 апреля 2024, 08:23

24 апреля 2024, 07:24

24 апреля 2024, 06:25

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей