13 декабря 2006, 14:38

Обвинявшийся в нападении на столицу Чечни Али Течиев оправдан

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Али Течиев, обвинявшийся в участии в нападении отрядов сепаратистов на столицу Чечни Грозный 21 августа 2004 года, когда погибло более 50 милиционеров и около 30 мирных жителей, полностью оправдан. Такое решение вынес вчера, 12 декабря, Верховный суд Чеченской Республики. Подсудимый был освобожден в зале суда, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" его адвокат Залина Тахаджиева.

Суд счел 23-летнего жителя села Белгатой Шалинского района Чечни непричастным к инкриминировавшимся ему преступлениям. По мнению адвоката, сторона обвинения, скорее всего, опротестует оправдательный вердикт в Верховном суде России в Москве.

"Доказательства, которые были предъявлены обвинением, начиная с протоколов допросов Али Течиева сотрудниками милиции, были признаны судом недопустимыми. В основу приговора легли доказательства защиты по фактам применения незаконных методов следствия в отношении Течиева: показания свидетелей, медицинские справки о том, что мой подзащитный на момент задержания был здоров, а после имел следы насилия и сейчас признан инвалидом", - поясняет Залина Тахаджиева.

В своем последнем слове, с которым Али Течиев выступил в Верховном суде Чечни 5 декабря, он заявил, что вменяющиеся ему в вину деяния не совершал, а признательные показания на следствии дал под пытками. Обвиняемый выразил надежду, что судья вынесет справедливый приговор.

Ранее, 18 ноября, с речью в суде выступил гособвинитель. Он потребовал приговорить Али Течиева к 17 годам лишения свободы.

Как рассказала адвокат Залина Тахаджиева, в своем выступлении 18 ноября представитель прокуратуры потребовал приговорить ее подзащитного по ст. 209 ("бандитизм") к девяти, по ч. 3 ст. 205 ("терроризм") - к пятнадцати, по ч. 3 ст. 222 - к шести годам лишения свободы. При частичном сложении с поглощением, согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ, более легких статей более тяжелыми, получилось, что гособвинитель попросил для подсудимого 16 лет лишения свободы по этим статьям. Также он попросил судью отменить условность трехлетнего срока наказания, к которому был приговорен Али Течиев Октябрьским районным судом г. Грозный в сентябре прошлого года за участие в незаконном вооруженном формировании (ч. 2 ст. 208 УК РФ) и заменить его реальным сроком лишения свободы. Таким образом, в совокупности прокурор хотел, чтобы обвиняемый "сел" на 17 лет.

Адвокаты Али Течиева, Залима Тахаджиева и Салман Арсунукаев говорили в своих выступлениях 18 ноября о нарушениях допущенных следствием. "Мы ссылались на показания свидетелей, на противоречия в материалах уголовного дела, говорили о пытках в отношении нашего подзащитного. Так, официально говорится, что Течиев был арестован 30 ноября 2005 года. Мы доказали, что его задержали еще 29 ноября, т. к. у нас есть письмо за подписью прокурора Шалинского района Буравинского, в котором он утверждает, что родители подзащитного обратились в Шалинскую прокуратуру 29 ноября 2005 года с заявлением о похищении сына", - рассказывает Залина Тахаджиева.

"В суде нами была допрошена адвокат, которая была придана следствием Течиеву после задержания. Она присутствовала при его допросах и подтвердила, что у подзащитного были телесные повреждения. Представители обвинения говорят, что об участии А. Течиева в нападении на Грозный 21 августа 2004 года правоохранительным органам стало известно 13 мая, после ареста человека, якобы давшего против него показания. В течение года Течиев находился в следственном изоляторе (СИЗО) по обвинению в участии в НВФ и были все возможности обвинить его тогда в инкриминируемых ему сейчас преступлениях. Правоохранительные органы этого не сделали, а задержали его почти сразу после отклонения Верховным судом ЧР протеста прокурора на условный приговор Али Течиеву, что подтверждает версию о фабрикации дела", - продолжает адвокат говорить об аргументах защиты.

Пытки подзащитного, по словам Тахаджиевой, подтверждаются судебно-медицинской экспертизой, проведенной в рамках судебного процесса и тем, что ему присвоена инвалидность. Также судом приобщены к делу медицинские справки, из которых следует, что до задержания у А. Течиева не было телесных повреждений, и он был здоров.

По данным защиты, пытки применялись сотрудниками Второго оперативно-розыскного бюро (ОРБ-2) Главного управления МВД РФ по Южному федеральному округу (ГУ МВД РФ по ЮФО), дислоцированного в Старопромысловском районе Грозного, и против свидетелей по делу. Во время судебного процесса по ходатайству защиты была проведена прокурорская проверка, по результатам которой около двух месяцев назад прокуратурой Чеченской Республики в отношении сотрудников ОРБ-2 возбуждено уголовное дело по ст. 286 УК РФ ("превышение служебных полномочий").

По утверждению З. Тахаджиевой, дело Течиева было полностью сфабриковано. "Даже свидетели, которые давали показания против моего подзащитного на предварительном следствии, отказались от них и ссылаются на то, что их принудили оговорить Али под физическим воздействием сотрудники ОРБ-2. Один из таких свидетелей, Ахмадов, сам отбыл наказание по ст. 208 УК РФ ("участие в незаконном вооруженном формировании"). Когда ему пришла очередная повестка, он умер от инфаркта", - рассказывает она.

Самого Али Течиева, по словам Тахаджиевой, милиционеры пытали электрическим током, избивали, совершали попытки изнасилования и т. п. После пыток Течиев "сознался" в инкриминируемых ему преступлениях, затем отказался от них. Тогда к нему опять применили насилие, и он вновь вынужден был подтвердить свои ранее данные показания.

Сторона обвинения представила свидетеля, который появился в самом конце судебного следствия под засекреченными личными данными. Он дал показания в суде, что принимал участие в незаконном вооруженном формировании (НВФ) и видел Али Течиева в его составе в селении Белготой Шалинского района Чечни, откуда они вместе выдвинулись для нападения на Грозный вечером 21 августа 2004 года, и куда после проведения операции вместе вернулись на следующее утро.

Защита же представила в суд свидетелей, подвершивших алиби Али Течиева, который по их утверждению, находился 21 августа 2004 года совсем в другом районе Чечни, а не в Грозном.

Как сообщал ранее Правозащитный центр (ПЦ) "Мемориал", Али Течиев, 1983 года рождения, был задержан вооруженными людьми около 6 часов утра 29 ноября 2005 года в селе Белгатой Шалинского района Чечни. "В дом Течиевых ворвалась группа вооруженных военных (примерно двадцать человек). Они не представились и не объяснили цели своего визита. Обыскав все комнаты, "силовики" обнаружили Али Течиева и забрали его с собой. Ему не дали возможности одеться и вывели на улицу босиком. Когда Али попытался выяснить причину задержания, его несколько раз ударили прикладом автомата. Побили прикладами и отца Али, Умара Течиева, 1935 г. р., попытавшегося заступиться за своего сына", - сообщается в ежемесячной сводке правозащитного организации "Хроника насилия" за ноябрь 2005 года, присылающейся на адрес "Кавказского узла". Позднее "Мемориалу" стало известно, что при задержании Али Течиева был избит и его брат.

А. Течиева увезли в неизвестном направлении на автобусе в сопровождении еще четырех легковых автомашин. Сначала, как описывает "Мемориал", его хотели расстрелять, но после того, как кто-то поговорил с одним из похитителей по мобильному телефону, доставили в ОРБ-2. В тот же день, 29 ноября прошлого года, отец задержанного обратился с заявлением о похищении сына в республиканскую прокуратуру. Вечером ему удалось выяснить у одного из помощников прокурора республики, что Али содержится в ОРБ-2 г. Грозный. Принять дальнейшие действия помощник прокурора отказался, направив его в Шалинскую прокуратуру. Течиевы попытались обратиться непосредственно в ОРБ-2, но дежурный на контрольно-пропускном пункте бюро заявил, что сотрудники его ведомства не причастны к задержанию Али Течиева. На следующий день, 30 ноября, сведения о его нахождении на территории ОРБ-2 подтвердила адвокат, назначенный следствием. Она сообщила родителям задержанного, что их сын очень сильно запуган и подписал все документы с предъявленными ему обвинениями.

"Али Течиев и его отец не раз обращались в правозащитные организации. В "Новой газете" была опубликована статья Анны Политковской о том, как пытали Али в ОРБ-2. Не найдя доказательств его вины, следствие прибегло к прямой фальсификации. Нашли молодого человека Хамида Арсабиева, попавшего в зависимость от сотрудников ОРБ-2. Его заставили дать ложные свидетельские показания против Али в ходе предварительного следствия. На суде этот свидетель должен был давать показания под измененной фамилией, сидя за ширмой. Хамид, мучимый угрызениями совести, решил покинуть республику, но перед отъездом обратился в ПЦ "Мемориал" с заявлением, в котором он описал то, что с ним случилось. Сотрудники "Мемориала" предложили написать заявление в Верховный суд, и подробно изложить ситуацию. Хамид сделал это", - сообщило Северо-Кавказское представительство ПЦ "Мемориал" в сентябре этого года.

19 сентября 2006 года заявление Х. Арсабиева было оглашено в суде. Свидетельницей выступила сотрудница ПЦ "Мемориал". "Через день после этого заседания суда в юридический пункт "Мемориала" в Грозном к нашему сотруднику обратился молодой человек, который представился журналистом Грозненского радио Русланом Исаевым. Он сказал, что делает материал о суде над Течиевым, и попросил заявление Арсабиева. Ему были предоставлены опубликованные материалы, но он настаивал на том, чтобы ему дали заявление, даже после того, как ему объяснили, что заявление у судьи. Подозрительно настойчивый журналист ушел только после решительного отказа предоставить ему заявление в каком-либо виде. В это время один из посетителей сообщил, что возле офиса он заметил сотрудника ОРБ-2 по имени Лема. Сотрудник с таким именем упоминается в заявлении Арсабиева", - рассказывают о происшествии "мемориальцы".

Примечательно, что перед судом Али Течиев предстал во второй раз. 30 сентября 2005 года Октябрьским районным судом г. Грозный он был осужден на три года лишения свободы условно с испытательным сроком по части 2 статьи 208 УК РФ (участие в незаконном вооруженном формировании). По данным "Мемориала", доказательством вины и тогда стали только признательные показания, данные подозреваемым в изоляторе временного содержания города Шали. Несмотря на то, что в отношении него применялись пытки, Али не признавал своей вины, и только под давлением родственников, обманутых следователями, согласился на это. В ходе судебного разбирательства, по заявленному защитником подсудимого ходатайству, за неимением доказательств, государственный обвинитель отказался от обвинения Течиева в совершении преступлений, предусмотренных статьями 205-1 ч.1 ("терроризм") и 222 УК РФ ч. 3 ("хранение и приобретение оружия"), в связи с чем, постановлением судьи от 30 сентября 2005 года дело в этой части было прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ (за отсутствием состава преступления).

Данный приговор определением Коллегии по уголовным делам Верховного суда ЧР от 16 ноября 2005 года оставлен без изменения. В кассационном представлении и. о. прокурора Шалинского района А. Бураменский просил приговор отменить, а дело направить на новое судебное рассмотрение. Он утверждал, что государственный обвинитель необоснованно и противоречат материалам дела отказался от обвинения Али Течиева по ч. 1 ст. 205-1 и ч. 3 ст. 222 УК РФ. Также прокурор считал, что судом не дана оценка уличающим подсудимого показаниям свидетелей, которые были даны на предварительном следствии в присутствии защитников. Как сообщил активистам ПЦ "Мемориал" Умар Течиев, после суда в адрес его сына "поступали угрозы от несогласных с его "мягким наказанием" сотрудников ОРБ-2.

Автор: Вячеслав Ферапошкин, собственный корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

18 апреля 2024, 11:41

18 апреля 2024, 10:47

18 апреля 2024, 09:53

18 апреля 2024, 09:02

18 апреля 2024, 08:09

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей